Главная
24.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Дидактические факторы в образовании будущих менеджеров

Будущий менеджерОбновление содержания профессионального образования — одна из главных задач модернизации российской высшей школы.

Результаты исследования мотивов учебной деятельности студентов экономических специальностей свидетельствуют о том, что традиционный процесс обучения затрудняется не столько из-за отсутствия когнитивных способностей обучаемых, сколько в связи с отсутствием у студентов возможности реализовать ценностно-значимые образцы учебной и самостоятельной деятельности в познании и усвоении фундамента будущей профессии. А ведь проявления ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека на протяжении всей жизни. Решая педагогическую задачу обновления содержания образования будущих менеджеров, причем независимо от того, чем будет заниматься будущий менеджер, продавать натяжные потолки, или управлять тысячей подчиненных, необходимо:

  • на философском уровне — проанализировать сложившиеся подходы к процессу развития личности;
  • на общенаучном уровне — изучить современные образовательные концепции, парадигмальные ориентации;
  • на конкретно-научном уровне — обнаружить стратегии, применяемые к развитию будущих менеджеров;
  • на технологическом уровне — обозначить дидактические факторы обновления содержания образования будущих менеджеров.

В связи с философским уровнем осмысления проблемы, проанализируем утверждения мировоззренческих школ, предметом изучения которых являются различные стороны бытия личности: диалектический материализм, прагматизм, постмодернизм.

Диалектико-материалистическая педагогика позволяет рассматривать личность как объект и субъект общественных отношений, ведущую роль в развитии которой играет воспитание, представляющее сложный социальный процесс. В рамках этой теории процесс культурного развития личности понимается как обусловленный внешними обстоятельствами — особенностями социально-образовательной среды и внутренними механизмами развития — природной организацией человека. Важное место в разработке концепций культурного развития человека имеют законы диалектики и основные системообразующие принципы диалектического материализма:

  • принцип преобразования мира отражает цель, состоящую в всестороннем гармоническом развитии личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе преобразования образовательной среды и достижения равноправия в реализации своих способностей;
  • принцип развития подтверждает необходимость обобщения исторического опыта и изучения современного состояния в исследовании проблемы формирования и развития культуры личности, выявления внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
  • принцип единства и целостности бытия и принцип материальности мира позволяют считать, что содержание сознания и разнообразие форм мышления, а следовательно, характер развития человека определяются объективной действительностью;
  • принцип познаваемости мира предполагает, что мерой изученности проблем развития выступают результаты опытно-экспериментальной практики.

В связи с этим среди основных факторов обновления содержания образования, методов, средств, форм обучения и принципов осуществления дидактических процессов, направленных на развитие личности, можно назвать:

  1. соответствие целей образовательной концепции социальным ожиданиям;
  2. разнообразие механизмов преодоления сложившихся в процессе развития личности внутренних и внешних противоречий и инструментов создания новых качественных явлений и процессов;
  3. направленность процесса развития на возможность сознательного освоения практическим опытом и развитие мышления;
  4. соответствие уровню развития общих способностей человека;
  5. возможность реализации личностных способностей.

Основные положения концепции дидактического материализма свидетельствуют о том, что все предметы и явления развиваются посредством разрешения возникающих противоречий, в результате взаимодействия. В педагогике этот принцип означает, что фактором и результатом проявления уровня развития личности является индивидуальная деятельность.

Индустриальный этап развития общества предполагал развитие, как правило, однозначно заданных, ограниченных форм профессиональной, общественной, образовательной деятельности личности. Современный этап характеризуется безграничными социокультурными нормативами, необходимостью развития креативного, инновационного потенциала личности в отношении деятельности. В связи с этим актуально рассмотрение концепций, объектом изучения которых является индивидуальный опыт человека. Заслуживает внимания такое философское течение, как прагматизм, главными понятиями которого являются «опыт» и «дело».

Учитывая основные положения прагматизма, среди факторов обновления содержания образования, методов, средств, форм обучения и принципов осуществления дидактических процессов, направленных на развитие личности, можно назвать:

  1. анализ мотивационно-смысловой и ценностной сферы личности;
  2. учет особенностей и закономерностей смыслообразующей деятельности обучаемых;
  3. изучение индивидуального опыта личности, индивидуальных способов разрешения складывающихся противоречий;
  4. исследование характера и направленности активности личности;
  5. продуктивность приобретаемого индивидуального опыта.

Изучение философских представлений о характере развития современного человека наряду с определением достаточных факторов обновления содержания образования, позволившим обозначить актуальные общенаучные подходы, способствовало выявлению и необходимых факторов, лежащих в основе актуализации образовательной парадигмы.

В заключение остановимся на основных выводах

  1. Обновление содержания образования будущих менеджеров связано с использованием личностного, деятельностного и синергетического подходов.
  2. Реализация достаточных факторов обновления содержания образования будущих менеджеров требует использования в практике образования системного подхода.
  3. Анализ необходимых факторов обновления содержания образования позволяет сделать вывод о том, что положения диалектического материализма актуализируют использование в дидактике природоориен-тированных и социоцентристских парадигм; прагматизм — персоноцентристских, а постмодернизм — культуроориентированных парадигм.
 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru