Главная arrow Статьи arrow Формирование педагогической культуры студентов в учебном процессе
29.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Формирование педагогической культуры студентов в учебном процессе

Формирование педагогической культуры студентов в учебном процессеУспех происходящих в стране глубоких социально-экономических преобразований, нравственный и духовный прогресс общества во многом зависит от культуры и постоянного творческого развития личности, каждого гражданина РФ.

Решение этой задачи требует свободного и эффективного функционирования всей системы народного образования, в том числе и высших учебных заведений.

Процесс демократизации и связанных с ним всех общественных отношений и социальных культур ставит перед теоретиками, практиками, организаторами и руководителями народного образования проблему культуры, усиления гуманистических тенденций в системе высшего образования как одной из центральных задач. В подготовке будущих учителей педагогическая культура занимает особое место.

Необходимо отметить, что педагогическая культура учителя с философской и педагогической точек зрения рассматривается как часть базовой культуры личности. Несомненно, такие качества личности, как творческая индивидуальность, моральный облик учителя, его культура общения, педагогический такт и этика создают культурную среду всего общества.

Анализ литературы показывает, что проблема воспитания культуры у студенческой молодёжи заняла в последние годы одно из центральных мест в исследованиях в области воспитания личности учителя. О её значении свидетельствует большое число публикаций, введение различных спецкурсов гуманитарного профиля в вузовские программы, ориентирующие будущих учителей на совершенствование их педагогической культуры.

Вместе с тем, в исследованиях недостаточно изучены возможности учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, в частности дисциплин педагогического цикла для формирования педагогической культуры студентов. Традиционные представления о культуре и о процессе её развития мешают осмыслить новые цели, содержание, средства и реальные условия совершенствования процесса воспитания педагогической культуры в свете современных требований. Отсутствие или несовершенство разработки ряда важнейших теоретико-методологических, психолого-педагогических положений становится понятным, почему предпринимаемые усилия по повышению эффективности педагогической культуры студентов не дают ожидаемых результатов. Таким образом, обнаруживается противоречие между требованием педагогики и осуществлением профессиональной педагогической культуры учителей.

Для разрешения выявленного противоречия следует разработать ряд положений и вопросов, обуславливающих эффективность педагогической культуры студентов, будущих учителей. Всё это позволит определить оптимальные условия воспитания педагогической культуры студентов с учётом современных требований национальной программы по подготовке кадров.

В соответствии с этим необходимо выявить пути и условия, которые позволят повысить эффективность развития педагогической культуры студентов при изучении предметов педагогического цикла.

Процесс  формирования педагогической культуры студентов будет успешным и эффективным, если:

  • - обоснованно выявить основные условия  формирования педагогической культуры студентов в учебном процессе;
  • - учитывать, что воспитание педагогической культуры будущего специалиста в системе народного образования определяется социально-культурной ситуацией в обществе;
  • - повышение уровня педагогической культуры будет связано с процессом гуманитаризации учебного процесса в вузе;
  • - формирование педагогической культуры будет проходить в процессе всесторонней культурно-творческой деятельности студентов как основы учебного процесса.

Критерием эффективности формирования общей и педагогической культуры должны стать показатели учебного процесса в вузе, задачи и содержание которого определяются  как усовершенствование учебного процесса, а также повышение качества преподавания прфессионально-педагогических дисциплин.

В связи с перестройкой народного образования очень остро осознаётся необходимость переосмысления принципов организации вузовского воспитания, их ведущей роли в формировании педагогической культуры будущего учителя.

Формирование педагогической культуры будет успешно реализовано при условии совершенствования гуманитарной подготовки студентов педагогических вузов. Специфика гуманитаризации связана с приобретением определённого аспекта знаний – углублением его социально-культурной направленности и организацией на основе этих знаний соответствующей познавательной и общественно-полезной деятельности. Гуманитаризация высшего образования включает как минимум три момента:

  1. Формирование у студентов потребности в развитии своей культуры;
  2. Обеспечение интереса и гуманитарной грамотности студентов;
  3. Формирование у них нравственно-этических качеств.

Говоря о задачах формирования педагогической культуры в вузах необходимо учитывать, что в самой культуре происходят неоднозначные изменения в процессе формирования различных ситуаций и сил. Поэтому формирование педагогической культуры будущих учителей связано с поиском новых способов совместной творческой деятельности преподавателя и студента, чем с установлением каких-то общих рецептов организации общекультурной подготовки.

На современном этапе социально-экономического развития страны значительно повышается значение формирования педагогической культуры учителя как интегрального качества личности, решающего важные задачи, выдвигаемые Национальной программой по подготовке кадров в области социально-духовной сферы РФ. Сравнительный анализ и использование соответствующего опыта подготовки специалиста высокой педагогической культуры в вузах развитых стран позволяют повысить эффективность формирования педагогической культуры будущего учителя и её развитие в учебно-воспитательном процессе ВУЗа.

Эффективность формирования педагогической культуры студентов в учебном процессе находится в тесной взаимосвязи с более глубоким изучением профессионально-педагогических дисциплин на культуротворческом уровне. Формирование педагогической культуры нельзя ограничить только изучением основ педагогической науки, необходимо создать такие условия для студентов, которые развивали бы их творческую деятельность. В формировании педагогической культуры будущего учителя нужны гибкость и вариативность в выборе форм, методов и средств воспитания, а уровень сформированности этих качеств зависит от правильного использования свободного времени студентов. Их непрерывно и планомерно необходимо привлекать к чтению журналов, книг, к различным видам спорта, при этом обращать особое внимание на развитие самостоятельной культуротворческой деятельности.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru