Формирование педагогической культуры студентов в учебном процессе
Успех происходящих в стране глубоких социально-экономических преобразований, нравственный и духовный прогресс общества во многом зависит от культуры и постоянного творческого развития личности, каждого гражданина РФ.
Решение этой задачи требует свободного и эффективного функционирования всей системы народного образования, в том числе и высших учебных заведений.
Процесс демократизации и связанных с ним всех общественных отношений и социальных культур ставит перед теоретиками, практиками, организаторами и руководителями народного образования проблему культуры, усиления гуманистических тенденций в системе высшего образования как одной из центральных задач. В подготовке будущих учителей педагогическая культура занимает особое место.
Необходимо отметить, что педагогическая культура учителя с философской и педагогической точек зрения рассматривается как часть базовой культуры личности. Несомненно, такие качества личности, как творческая индивидуальность, моральный облик учителя, его культура общения, педагогический такт и этика создают культурную среду всего общества.
Анализ литературы показывает, что проблема воспитания культуры у студенческой молодёжи заняла в последние годы одно из центральных мест в исследованиях в области воспитания личности учителя. О её значении свидетельствует большое число публикаций, введение различных спецкурсов гуманитарного профиля в вузовские программы, ориентирующие будущих учителей на совершенствование их педагогической культуры.
Вместе с тем, в исследованиях недостаточно изучены возможности учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, в частности дисциплин педагогического цикла для формирования педагогической культуры студентов. Традиционные представления о культуре и о процессе её развития мешают осмыслить новые цели, содержание, средства и реальные условия совершенствования процесса воспитания педагогической культуры в свете современных требований. Отсутствие или несовершенство разработки ряда важнейших теоретико-методологических, психолого-педагогических положений становится понятным, почему предпринимаемые усилия по повышению эффективности педагогической культуры студентов не дают ожидаемых результатов. Таким образом, обнаруживается противоречие между требованием педагогики и осуществлением профессиональной педагогической культуры учителей.
Для разрешения выявленного противоречия следует разработать ряд положений и вопросов, обуславливающих эффективность педагогической культуры студентов, будущих учителей. Всё это позволит определить оптимальные условия воспитания педагогической культуры студентов с учётом современных требований национальной программы по подготовке кадров.
В соответствии с этим необходимо выявить пути и условия, которые позволят повысить эффективность развития педагогической культуры студентов при изучении предметов педагогического цикла.
Процесс формирования педагогической культуры студентов будет успешным и эффективным, если:
- - обоснованно выявить основные условия формирования педагогической культуры студентов в учебном процессе;
- - учитывать, что воспитание педагогической культуры будущего специалиста в системе народного образования определяется социально-культурной ситуацией в обществе;
- - повышение уровня педагогической культуры будет связано с процессом гуманитаризации учебного процесса в вузе;
- - формирование педагогической культуры будет проходить в процессе всесторонней культурно-творческой деятельности студентов как основы учебного процесса.
Критерием эффективности формирования общей и педагогической культуры должны стать показатели учебного процесса в вузе, задачи и содержание которого определяются как усовершенствование учебного процесса, а также повышение качества преподавания прфессионально-педагогических дисциплин.
В связи с перестройкой народного образования очень остро осознаётся необходимость переосмысления принципов организации вузовского воспитания, их ведущей роли в формировании педагогической культуры будущего учителя.
Формирование педагогической культуры будет успешно реализовано при условии совершенствования гуманитарной подготовки студентов педагогических вузов. Специфика гуманитаризации связана с приобретением определённого аспекта знаний – углублением его социально-культурной направленности и организацией на основе этих знаний соответствующей познавательной и общественно-полезной деятельности. Гуманитаризация высшего образования включает как минимум три момента:
- Формирование у студентов потребности в развитии своей культуры;
- Обеспечение интереса и гуманитарной грамотности студентов;
- Формирование у них нравственно-этических качеств.
Говоря о задачах формирования педагогической культуры в вузах необходимо учитывать, что в самой культуре происходят неоднозначные изменения в процессе формирования различных ситуаций и сил. Поэтому формирование педагогической культуры будущих учителей связано с поиском новых способов совместной творческой деятельности преподавателя и студента, чем с установлением каких-то общих рецептов организации общекультурной подготовки.
На современном этапе социально-экономического развития страны значительно повышается значение формирования педагогической культуры учителя как интегрального качества личности, решающего важные задачи, выдвигаемые Национальной программой по подготовке кадров в области социально-духовной сферы РФ. Сравнительный анализ и использование соответствующего опыта подготовки специалиста высокой педагогической культуры в вузах развитых стран позволяют повысить эффективность формирования педагогической культуры будущего учителя и её развитие в учебно-воспитательном процессе ВУЗа.
Эффективность формирования педагогической культуры студентов в учебном процессе находится в тесной взаимосвязи с более глубоким изучением профессионально-педагогических дисциплин на культуротворческом уровне. Формирование педагогической культуры нельзя ограничить только изучением основ педагогической науки, необходимо создать такие условия для студентов, которые развивали бы их творческую деятельность. В формировании педагогической культуры будущего учителя нужны гибкость и вариативность в выборе форм, методов и средств воспитания, а уровень сформированности этих качеств зависит от правильного использования свободного времени студентов. Их непрерывно и планомерно необходимо привлекать к чтению журналов, книг, к различным видам спорта, при этом обращать особое внимание на развитие самостоятельной культуротворческой деятельности.
|