Инновационные процессы в образовании
У всех современных республик постсоветского пространства остро встал вопрос о необходимости реформировать систему народного образования.
Произошла переориентация почти всех сфер народнохозяйственного комплекса. Директивные принципы планирования заменены на индикативные принципы, производственная сфера стала выпускать продукцию с ориентиром не на спущенные с центра государственные планы, а на рынок, который формируется из потребностей и спроса населения.
Неизменной, пока остается система образования. Структурные изменения проводимые в этом плане, и мероприятия по переименованию учебных заведений не затрагивают первооснову педагогики – процесса передачи информации.
Требования рыночной экономики диктуют системе образования необходимость в подготовке обществу самостоятельно мыслящих, интеллектуально мобильных, знающих, конкурентоспособных специалистов и инициативных людей.
Реорганизация народного образования в республиках бывшего союза, с разной интенсивностью и глубиной в основном проводится традиционными методами, уделяя основное внимание преимущественно структурно-организационным вопросам, не затрагивая при этом основу основ процесса образования теории педагогики и методик передачи знаний.
Хотя в государственных программах этих республик, направленных на реорганизацию системы образования («Национальная программа подготовки кадров» Узбекистана и Государственная программа «Бiлiм» Республики Казахстан), неоднократно отмечено о необходимости внедрения в учебную практику новых информационных и педагогических технологий.
Согласно расширенному определению ЮНЕСКО «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
Ключевым словом в данном определении является «системный подход», все остальные слова характеризуют компоненты педагогической технологии как системы. Именно системный подход является главным отличительным признаком педагогической технологии от традиционных методик обучения. Проектирование целей обучения, его содержания, методов передачи знаний, контроля и оценки результатов в их взаимосвязанности – вот чего недостает в традиционном учебном процессе.
|