Мастерство, характер, мировоззрение
Развившиеся в процессе жизнедеятельности индивида путем усвоения опыта многих людей деловые, нравственные и умственные качества вместе являют собой личность.
Мастерство, мировоззрение, характер в неповторимом развитии и сочетании составляют то своеобразие отдельного человека (индивида), которое именуется личностью. Именно неповторимостью жизненных обстоятельств и обусловленной ими жизнедеятельностью в первую очередь объясняется своеобразие людей, их отличие друг от друга.
Вместе с тем развитие личности начинается не на голом месте, оно определяется общественным опытом. Во всякой практической деятельности людей успех ее определяется прежде всего мастерством, т. е. наличием специальных умений, навыков и привычных действий, которыми владеют люди. «Каков мастер — такова и работа», — говорит пословица. Именно поэтому мастерство так высоко ценится народом: «Не то дорого, что — красного золота. А то дорого, что доброго мастерства».
По своему содержанию мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Эти знания и приемы складываются, как правило, веками и, усложняясь, передаются из поколения в поколение. Но для каждого человека они также результат его личного опыта, так как приобретаются лишь непосредственно в процессе индивидуальной деятельности, упражнения, личного совершенствования в навыках. «Навык мастера ставит», — говорится в народе.
Не всякая деятельность конкретного человека обязательно венчается мастерством. Отдельные виды деятельности в индивидуальном опыте остаются на уровне умений, навыков и привычных действий. Так, большинство людей умеют бегать. Но о них не говорят, что они мастерски бегают. Для них бег как вид деятельности остается на уровне навыка и привычного действия. Однако для спортсмена бег становится мастерством, впитавшим, приемы, технику многих спортсменов.
Овладение мастерством открывает путь к творчеству. Только на базе владения профессиональным опытом человек получает возможность творить — открывать новые истины и рациональные приемы деятельности и тем самым вносить свой вклад в рост Мастерства всех людей, а самому испытывать высшее наслаждение, доступное человеку.
Школа много делает для формирования разностороннего мастерства учащихся. Особое внимание уделяется умениям и навыкам учебной и трудовой деятельности, общественной работы. Мастерство владения устной и письменной речью, самостоятельной работы с книгой составляют основу всей учебно-образовательной деятельности, от них в решающей степени зависит успех дела обучения и воспитания. Возрастает значение трудовой подготовки, увеличивается объем умений и навыков трудовой деятельности. Так подготавливается переход к вооружению учащихся профессиональным
мастерством, начала которого закладываются в школе. Прежде всего, мастерство становится более разносторонним и многогранным. Человек будущего, несомненно, станет мастером на все руки.
Это произойдет, с одной, стороны, в силу универсализации, своеобразного обобщения трудовых навыков, с другой — благодаря все более успешному решению задач всестороннего развития молодого поколения. Деловые качества, мастерство в обществе, свободном от эксплуатации, все теснее смыкаются с нравственными качествами личности. Человек не противостоит своими профессиональными качествами другим людям, что характерно в условиях острой конкуренции, а, наоборот, служит своим мастерством другим людям. Высокое профессиональное мастерство в наших условиях действенно реализует важнейшие принципы коммунистической морали — принципы коммунистического отношения к труду и заботу об умножении общественного достояния. Так деловые качества личности начинают составлять единство с нравственными качествами, мастерство выступает в сплаве с характером.
Характером называется совокупность качеств личности, прежде всего моральных, накладывающих на поведение отпечаток особого личного отношения человека к людям, к миру, к самому себе. Видный психолог С. Л. Рубинштейн отмечает тесную взаимосвязь характера и поведения. «В делах, в поступках человека, — пишет он, — его характер и проявляется, и формируется. Он складывается через деяния, которые человек совершает, проходя свой жизненный путь. То, что в силу тех или иных мотивов человек совершает в конкретных жизненных ситуациях, затем силой практики переходит в относительно устойчивые свойства его характера и закрепляется в нем; складываясь и закрепляясь, свойства характера в свою очередь обусловливают его поведение. Характер человека — и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется».
Для педагогов важно знать, что самые основы характера закладываются у детей в младшем возрасте. Поэтому для формирования характера особое значение приобретают уклад жизни в семье, стиль взаимоотношений членов семьи, коллективные начала организации жизни детей в дошкольных учреждениях.
Решающую роль в воспитании характера детей школьного возраста приобретает формирование у них стойких моральных убеждений и взглядов, составляющих органическую часть их мировоззрения. Мировоззрение (имеется в виду мировоззрение отдельного человека) представляет собой систему взглядов и убеждений личности, отражающих в ее сознании понимание мира и своего места в нем. Мировоззрение выражает определенный образ мысли и наиболее полно субъективно характеризует личность. Формируется мировоззрение под влиянием материальных условий существования путем овладения идеями и взглядами, получившими распространение в соответствующей социальной среде, в процессе и в результате жизнедеятельности индивида в целом. Каков образ жизни людей — таков образ их мыслей.
Вместе с тем сформированное мировоззрение все более активно влияет на дела и поступки людей, помогая им сознательно принимать решение о своих действиях в тех или иных жизненных ситуациях.
Мировоззрение играет решающую роль в выборе человеком жизненного пути, определенной линии поведения и деятельности, т. е. в его судьбе. И именно поэтому формирование мировоззрения составляет главную конечную задачу учебно-воспитательной работы.
-
Интернет магазин детских товаров Суперпупс, предлагает огромный выбор различных детских колясок, ходунков, детской мебели, а так же автокресла фирмы Besafe IZI UP X2, которое имеет стильный дизайн, высокое качество сборки, в котором ваш малыш будет чувствовать себя комфортно и надежно.
|