Навыки слушателей программ MBA
Какие навыки действительно нужны слушателям программ MBA?
Упреки в адрес бизнес-школ стали уже традиционными. Среди яростных критиков современного бизнес-образования такие «звезды» в области менеджмента, как Сумантра Гошал (Sumantra Ghoshal), Уоррен Беннис (Warren Bennis) и Генри Минцберг (Henry Mintzberg). А во время финансового кризиса вопрос стоит ребром. Чего стоят заведения, готовящие руководителей, в погоне за успехом вызывают катастрофические последствия для общества? Примерно такие упреки звучали и тогда.
Как считают Ракеш Хурани (Rakesh Khurana), профессор кафедры лидерского развития Гарвардской бизнес-школы, и Джон Кристофер Спендер (JC Spender), специалист, читающий курсы лекций в бизнес-школе Esade, сейчас можно наблюдать признаки стагнации западных бизнес-школ, в первую очередь — американских и британских.
Прогресс со знаком минус
Как известно, немало успешных в свое время компаний исчезли с рынка, попав в «капкан успеха». Они упорно продолжали улучшать продукты и бизнес-модели, благодаря которым завоевали лидирующие позиции в прошлом, при этом не обращая внимания на то, что требования рынка кардинально изменились. По словам Хурани и Спендера: «Бизнес-школы стоят сейчас на таком же перепутье, как и герои кейсов, которые в них изучаются, — пойти путем постепенного совершенствования, или перейти к чему-то совершенно новому». При этом, по мнению этих специалистов, «ведущие бизнес-школы почти не имеют стимулов к изменениям — по крайней мере, сейчас».
Итак, самые престижные заведения продолжают совершенствовать программу и пытаются разнообразить свое предложение, вводя более специализированные курсы, например, из новаций и предпринимательства, а также такие дисциплины, как психология, социология и организационное поведение. Кроме того, разнообразнее формы обучения. И все это позволяет ответствующим учреждениям привлекать лучших преподавателей и студентов.
Однако, Хурани и Спендер считают, что общество в целом от этого не выигрывает. «Такие попытки искусственно исправить ситуацию ослабляют жизнеспособность региональных и локальных бизнес-школ, которые, имея бюджеты, позволяющие только сводить концы с концами, изо всех сил стараются попасть в» топ 100 «. Ведь находятся под давлением различных сторон, мало что понимают в том, какие искажающие последствия действительности имеют рейтинги. Таким образом, образуется порочный круг, который работает против таких школ, хотя именно они готовят специалистов, которые нужны местным общинам и бизнесу », - уверяют специалисты.
|