Образование и его значение в жизни общества
Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой передачу накопленного опыта, знаний последующим поколениям.
Процесс осуществляется в рамках соответствующих социальных организаций среднего и высшего образования.
Учреждения образования координируют деятельность множества людей, направленную на удовлетворение такой социально значимой потребности, как потребности в обучении подрастающих поколении , передачи им научных и практических знаний, ценностей, идеологии, социальных норм, аспектов воспитания, профессиональных умений и навыков. Для реализации этой деятельности в обществе сформирована система образовательных учреждений: средние школы, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты. Учебные программы, использующиеся в них, являются стандартизированными и взаимосвязанными, что определяет унификацию образования.
В прошлые эпохи получение образования в учебных заведениях было доступно не многим. В основном, это были религиозные деятели, священники, т.е. социальная группа, представителям которой грамотность была просто необходима для чтения и толкования священных текстов. Для большинства же членов общества процесс образования ограничивался приобретением социального опыта и профессионального мастерства у старшего поколения.
Бурный рост естествознание в XVIII и XIX веках, развитие капиталистического производства стимулировал потребность в учебных заведениях. Постепенно стало появляться образование в его современной форме, предполагающей передачу знаний с помощью профессиональных педагогов. Современный этап в развитии науки и образования и росте их общественной роли начинается в середине XX века. Для данного этапа характерно не только дальнейшее ускорение научного прогресса, но и существенное видоизменение соотношения образования, науки и производства. Наука становится производительной силой общества и исходным пунктом для создания отраслей производства.
Изменились и цели образования, существенно возросло количество людей, имеющих высшее образование, научные звания.
Проблемы развития современной системы образования связаны с его гуманизацией, гуманитаризацией и интернационализацией.
Гуманизация образования предполагает направление большего внимания интересам, запросам личности, ее нравственному развитию.
|