Главная arrow Статьи arrow Организация профессионально-нравственного самовоспитания студентов
25.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Организация профессионально-нравственного самовоспитания студентов

Организация профессионально-нравственного самовоспитания студентовСистема непрерывного образования нашей страны предусматривает гармоничное развитие молодого поколения в соответствии с требованиями современности.

Важнейшая черта современного обучения в системе непрерывного образования - его направленность на подготовку учащихся к активному освоению ситуаций, связанных с социальными переменами.

Современный студент попал в мир, где нужно вжиться в культуру других людей и почувствовать себя частью природы. Заканчивается эпоха чисто интеллектуального, технологического образования. Сегодня человек востребован как целостная личность с необходимой духовностью и гуманистической направленностью.

Исходным моментом и необходимым условием целостности образовательной системы является направленность деятельности всех ее субъектов на становление образования нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации России. В качестве такой концепции выступает личностно-ориентированное образование гуманистического типа на основе «Закона об образовании « Национальной программы по подготовке кадров России.

В самом общем плане этот тип образования может быть обозначен как обеспечивающий развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов. Иными словами, это такое образование, которое обращено к человеку и наполнено человеческим смыслом.

Для того, чтобы скорректировать содержание обучения иностранному языку, мы взяли за основу определение личности; выдвинутое С.В. Рубинштейном, согласно которому личность - это способность человека занимать определенную позицию.

Анализируя и разрабатывая содержание образования студентов на занятиях по иностранному языку, мы основывались на поисковом подходе к сущностной характеристике модели обучения, где на первый план выступает рефлексивная деятельность студентов как в интеллектуальном, так и в эмоциональном плане.

Мы старались использовать активные методы обучения, которые стимулировали бы развитие нравственного самосознания личности и потребность в профессионально-нравственном самовоспитании.

Понимая, что наш эксперимент в основном связан с ретрансляцией, воспроизводством социального опыта студентов, мы одновременно вели творческий поиск на основе имеющегося у них опыта, тем самым обогащая  его.

Трудно представить себе, чтобы практика обучения всегда сводилась к организации чистой репродукции, но и нереально представить себе процесс обучения на чисто исследовательской основе. Скорее это сочетание «поддерживающего» обучения с «инновационным». Задачи, которые мы ставили перед студентами, были посильны, но в то же время они вызывали известное напряжение сил.

Для того, чтобы студенты осознавали свойства своей личности, мы стремились поставить их в ситуации, которые заставили бы их проявить свои нравственные качества: критичность, принципиальность, требовательность, товарищескую взаимопомощь.

Одним из условий развития нравственного самосознания студентов было создание достаточно сложных нравственных ситуаций, требующих проявления высокой сознательности. Так, студенты были поставлены перед необходимостью дать объективную характеристику своего товарища по группе. Мы стремились получить объективные взаимные характеристики, услышать правдивое мнение студентов друг о друге.

Оценивая результаты этой работы, мы имели трудность подобной ситуации не только для тех студентов, которые становились объектом критики, но и для тех, кто не стремился говорить правду товарищу.

Для того, чтобы иметь возможность расширить языковой базис студентов в психолого-педагогических проблемах и вести с ними диалог, мы вводим в лексику такие термины:

самовоспитание - self-education
самопознание - self-knowledge
самооценка - self-appraisal
потребность - need
профессионально-нравственное самовоспитание - professional-moral self-education
самосознание-self-awareness
нравственное самосознание личности- self-awareness of personality
рефлексия- reflection
личностно-ориентированное образование- education aimed at personality

Под руководством преподавателя иностранного языка студент в процессе обучения усваивает различные категории и требования морали, которые помогают ему осознать свои поступки, отношения, поведение в коллективе. Стремясь направить деятельность преподавателей на внедрение самовоспитания в учебный процесс, мы вооружили их и студентов теоретическими основами самовоспитания. Были организованы семинары, где были прослушаны и обсуждены следующие проблемы:

1.Основные понятия о личности и психических процессах.
2.Самовоспитание - сознательная, планомерная работа над собой.
3.Воспитание волевых и нравственных качеств.
4.Развитие нравственного самосознания - необходимое условие процесса самовоспитания.
5. Самоконтроль - основной путь к самовоспитанию.

1. Basic conceptions of personality and mental process.
2. Self-education - deliberate, planned work at oneself
3. Cultivation of willpower and morals.
4. Cultivation of moral self-awareness - essential
5. Self-control - the best way to self-education.

Вопросы эти постоянно обсуждались на занятиях иностранного языка с применением соответствующей лексики:

 позиция личности - attitude of the personality
психологическая подготовка - psychological training
студенческая группа - a group of students
общественное мнение - public opinion
процесс обучения - process of education
процесс воспитания - process of upbringing

В беседах мы старались вызвать положительное, уважительное отношение к личности каждого студента, обращая внимание на психологические и биологические особенности юношей и девушек.

Работу по формирующему эксперименту в организации профессионально-нравственного самовоспитания студентов мы начали с психологической подготовки к деятельности по самовоспитанию, стараясь создать в коллективе студенческих групп общественное мнение о необходимости работы по самовоспитанию для каждого будущего учителя.

Организуя беседы о самовоспитании, важно было учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов. Принимая во внимание отсутствие систематического и осознанного опыта в работе над собой, мы стремились стимулировать этот процесс и давать студентам сведения о работе над собой их товарищей. Так, указывалось на роль самовоспитания в повышении самостоятельности личности. При этом мы старались показать связь самовоспитания с решением главных моральных проблем, которые специфичны в юношеском возрасте (формирование жизненных планов, самоопределение, нравственное самоусовершенствование, идейное мировоззрение).

Систему нравственного просвещения студентов на занятиях иностранного языка мы строили в двух направлениях.

1. Цикл бесед раскрывающих сущность процесса профессионально-нравственного самовоспитания и его роль в развитии личности.

Что такое самовоспитание?

С чего начать работу над собой?

 Нужен ли план самовоспитания?

2.Цикл бесед и диспутов на морально-этические темы, раскрывающие сущность таких нравственных категорий как патриотизм, гуманизм, общественная активность, долг, ответственность, совесть, честь. Внутренней переработке нравственных понятий служили диспуты на темы

 Что такое счастье? - What is happiness?
Кто я? Зачем я? - What am I? Why do I exist?
Какого человека можно назвать красивым?
What kind of a person can we call beautiful?
О девичьей гордости и мужском достоинстве. Как стать вровень с веком.
About feminine pride and masculine dignity/ How to be level with the century  

Во время бесед, диспутов, обсуждений мы всегда стремились вызвать студентов на откровенный разговор, «заразить» их нашими идеями, уверенностью.

Наряду с этим мы стремились углубить знания студентов по психологии и проводили с ними лекции-беседы:

 1. О чем рассказывает наука психология?
2. Сознание и общение.
3. Мотивы поведения.
4. Ваши волевые качества.
5. Можно ли изменить свой характер?

Студенты с большим вниманием и интересом слушали такие беседы, задавали вопросы, высказывали свое мнение. У большинства студентов возник интерес к вопросам психологии  личности, ее сущности, возможности развития и изменения.

Используя активные методы обучения на занятиях иностранного языка, мы, например, проводили деловую игру по теме: « Образование в Великобритании по рассказу А. Азимова «The Fun they had». Это фантастический рассказ о будущей школе, где учащиеся общаются только с компьютером, у них нет учителей, они учатся дома. Дети, герои рассказа, случайно находят книгу, где описана старая школа с живым учителем. Они сожалеют, что не могут так учиться. Студентам даются роли, они разыгрывают сценки. Другой пример-семинар-дискуссия «Здоровый образ жизни» или «Путешествие во время каникул пешком»

Экстремальные условия способствуют не только проявлению нравственных качеств личности для окружающих, но и самораскрытию для себя своих собственных нравственных возможностей.

Организуя работу в студенческих группах по развитию способности к критике и самокритике, мы рассматриваем эту способность как черту характера, включающую следующие признаки:

  •  умение давать правильную объективную оценку общественным явлениям, поступкам и действиям своих и других людей, находить положительные стороны, вскрывать ошибки и недостатки у себя и других людей, намечать пути закрепления и развития успехов путем преодоления и предупреждения ошибок и недостатков;
  •  постоянное непримиримое, нетерпимое, имеющее силу привычки, отношение к ошибкам и недостаткам у себя и других, честное, безбоязненное признание своих ошибок и недостатков, смелое, открытое осуждение ошибок и недостатков у себя и других людей;
  • активная, настойчивая практическая деятельность по устранению ошибок и недостатков с целью совершенствования своего поведения и деятельности других людей.

В этих условиях постепенно происходило усложнение функций студенческой группы, особенно оценочной функции по отношению к каждой личности. В этом плане показательны самоотчеты студентов. Организуя самоотчеты мы стремились к тому, чтобы студент осознал себя как субъект коллективных отношений и деятельности, осознавал требования, которые к нему предъявляет общество и коллектив, определял пути совершенствования своей личности и деятельности в свете этих требований. Тем самым мы стремились стимулировать внутреннюю активность, работу самосознания студента.

Итак, совершенствуя содержание процесса обучения и воспитания студентов на занятиях по иностранному языку, мы стремились повысить уровень нравственной культуры каждого студента, расширить его кругозор, сформировать рефлексивное мышление, обучить дискуссионной культуре и искусству педагогического общения.

Автор: Ш.Т. Халилова

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru