Отказаться от нынешней MBA и начать все сначала
Джанет Пурсел (Jeanette Purcell) — специалист по развитию лидерства
и управляющий директор Jeanette Purcell Associates — делится своими мыслями о том, почему бизнес-школам время пересмотреть свои подходы к обучению.
Не так сложно отыскать выпускников и работодателей, которые будут до последнего отстаивать репутацию МВА, как единственное профильное образоване, которое дает квалификацию в бизнесе. Глобальная рецессия стала для бизнес-образования настоящим тестом, который МВА с достоинством выдержала. Впрочем, маловероятно, что она сумеет удержать свои прежние позиции без фундаментальных изменений собственных ценностей и контента.
Бизнес-школы заслуживают уважения за свою способность адаптироваться к изменениям: новые предметы постоянно добавляются к программам МВА, появляются новые практические упражнения и задания. К сожалению, результатом часто становится чрезмерные перегрузки программ MBA. Например, типичная современная однолетняя программа предполагает усвоение студентами 10 ключевых курсов и до 7-ми избирательных предметов. А это 17 полноценных предметов за короткий 9-месячный период. В США, где превалируют двухгодичные программы — эти показатели также удваиваются.
Такое разнообразие предметов в программе ставит вопрос о глубине их преподавания. Особенно учитывая то, что количество новых тенденций в бизнесе и кейсах будет продолжать расти — а значит расти и количество аргументов относительно включения в программу все новых и новых предметов. Как следствие, через свою поверхностность (ведь нельзя усвоить так много информации и получить так много навыков за такое короткое время) МВА будет терять свою образовательную ценность.
Именно поэтому бизнес-школам пора пересмотреть современные подходы к образованию. Хорошим стартом стало бы решение вообще отказаться от существующей модели и начать «с чистого листа», фокусируясь на основной задаче МВА — развивать эффективных управленцев. Подобное переосмысление бизнес-образования может вылиться в совершенно новую МВА.
Бизнес-школы могут противостоять радикальным изменениям. Особенно это касается тех школ, которые находятся высоко в рейтингах аккредитационных учреждений. Им будет сложно подвергнуть риску свой статус и позиционирование.
Наконец, нужно помнить и об академическом персонал, зачастую заинтересованом в сохранении status quo и которые до последнего будут отстаивать свои преподавательские и исследовательские интересы.
Кто-то может подвергнуть сомнению саму необходимость меняться. Ведь несмотря на всю критику в сторону бизнес-школ, последние продолжают пользоваться спросом и не имеют отбоя от абитуриентов. Зачем же тогда меняться?
Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две части. Во-первых, никто не может гарантировать, что спрос на МВА оставаться высоким. Учитывая развитие кризиса, жесткой конкуренции школ за лучших студентов и стоимости обучения, многим бизнес-школам будет не так уж легко выжить.
Во-вторых, как бы это странно не звучало, образование МВА ценят не столько за знания, которые там получают студенты, сколько за возможность коммуникации с другими студентами и создания качественной профессиональной сети. А с развитием технологий это становится все проще делать и без посредничества школы.
|