Проблема взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания:
растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются оригинальные методические материалы и т.д. На фоне этих прогрессивных изменений проблеме взаимоотношений детей со сверстниками не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь взаимоотношения ребенка со сверстниками несут основную эмоциональную составляющую пребывания его в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что накопление ребенком положительных эмоций в дошкольные годы обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный эмоциональный опыт, приводит к развитию недоверия к миру, отчужденности.
Современные психологи (Л.М.Костина, Б.И.Кочубей, А.М.Прихожан) отмечают, что одной из причин приобретения отрицательного эмоционального опыта поведения и общения может стать личная тревожность. Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова рассматривая причины возникновения высокой тревожности, отмечают, что чаще всего тревожность развивается, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Такой конфликт может быть вызван завышенными требованиями к ребенку со стороны родителей, которые или не выполнимы или могут унизить ребенка. Недавний устный перевод трактата А.И.Захарова рассматривает тревожность ребенка как следствие личной тревожности матери, имеющей симбиотические отношения с ребенком. Мать, ощущая себя единым целым с ребенком, ограничивает его от трудностей и т.п. и оставаясь один ребенок тревожится, боится и волнуется. Исследователи отмечают, что возникшая тревожность отражается на взаимоотношении тревожного ребенка со сверстниками, поскольку такой ребенок часто проявляет пассивность, нерешительность, безынициативность в различных ситуациях общения или маскирует свой страх и нерешительность за проявлениями немотивированной агрессии. В связи с этим старшие дошкольники часто избегают контактов с тревожными детьми, или робкими, нерешительными, не стремящимися принимать участие в играх, или конфликтными, не умеющими управлять своим поведением.
Поэтому тревожные дети не могут удовлетворить свою потребность в общении, что приводит к психологическому конфликту и углублению их личностной тревожности. Для решения данной проблемы, одним из средств развития уверенности в себе тревожных детей, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников, были выбраны арттерапевтические упражнения и игры. Выбор метода арттерапии определился его несомненной значимостью для позитивного эмоционального развития тревожных детей и преодоления трудностей их взаимоотношений со сверстниками. Арттерапия имеет дело преимущественно с эмоциональной сферой ребенка. Она дает детям возможность прожить, почувствовать различные ситуации. Участие в арттерапевтических играх и упражнениях в большинстве случаев вызывает у детей яркие положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность. По мере использования этого метода выделились такие его направления, как изотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия и др.
Многие арттерапевтические упражнения используют невербальные средства общения. Это делает их ценными для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью для описания своих переживаний и особенно для нерешительных, застенчивых детей. Групповая арттерапия, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы, способствует повышению самооценки. Исходя из особенностей тревожных детей и проблем их взаимоотношений со сверстниками, можно выделить направления работы с ними: обучение приемам снятия эмоционального и мышечного напряжения, повышение значимости и уникальности каждого ребенка для сверстников, оптимизация самооценки тревожных детей, отработка навыков владения собой в проблемных ситуациях. Подбор самих игр и упражнений, ситуаций на современном высокоразвитом информационном уровне не составит особого труда для воспитателей.
Грамотная поддержка психолога помогает отобрать для конкретной группы детей необходимые материалы и разработать ситуации. Пути решения проблемы взаимоотношений детей со сверстниками для каждого педагога свои, предложенное направление диагностически доказало свою результативность и может быть рационально использоваться.
|