Главная arrow Статьи arrow Проектирование автономного образовательного пространства
29.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Проектирование автономного образовательного пространства

Тенденции развития высшего языкового образования отражают качественное обновление содержания системы подготовки специалистов по иностранным языкам.

Задачами ее являются не только освоение базового курса с некоторой переподготовкой в последующем, но и вооружение специалистов умениями самостоятельно, «через всю жизнь» работать над совершенствованием языковых знаний, поддерживать и пополнять их по всем видам речевой деятельности. В Институтах иностранных языков и литературы в течение последних лет ведется подготовка студентов к самостоятельному овладению видами речевой деятельности и аспектами языка с целью дальнейшей интеграции в автономное образовательное пространство. Автономное образовательное пространство мы рассматриваем как самостоятельную структуру в профессиональной подготовке специалистов по иностранному языку (филологов и переводчиков), представляющую собой трехкомпонентную, полифункциональную, иерархически организованную педагогическую систему. Основными компонентами автономного образовательного пространства являются: социально-педагогический, предметно-дидактический и психологический. Целостность автономного образовательного пространства обеспечивается интеграцией образовательных процессов, проявляющихся в трех компонентах, а также непрерывностью самоуправляемого процесса овладения ИЯ во всех его составляющих и по всем параметрам.

Мы выделяем следующие критерии автономного образовательного пространства: структурный, процессуальный, ресурсный, субъектно-деятельностный, духовно-информационный.

Социально-педагогический компонент представлен социальным заказом на высококвалифицированного специалиста, имеющего навыки эффективного самостоятельного самообразования и постоянного самосовершенствования; Данные требования находят подтверждение в государственных образовательных стандартах, анализ которых свидетельствует о том, что языковая подготовка студентов претерпевает значительное сокращение за счет увеличения доли самостоятельной работы студентов.

Разрешение данного противоречия видится в разработке технологии автономного овладения ИЯ, обеспечивающей студентов эффективными способами самоуправляемого овладения ИЯ.

Методологической основой организации автономного образовательного пространства является организация педагогического процесса в высшей школе с позиций системного подхода (В.П. Беспалько, Э.Г. Юдин, Ю.П. Сокольников), личностно-ориентированного подхода к студентам, предполагающего личностно-индивидуальную включенность в процесс овладения знаниями (В.А. Сластенин, Якиманская и др.), компетентностного подхода (И.А. Зимняя, В.И. Байденко), предполагающего овладение будущими специалистами по языку совокупностью ключевых профессиональных компетенций:

— языковой (языковая грамотность, на уровне правил выполнения языковых устных и письменных высказываний, на уровне значения — осознание и понимание значения употребляемых языковых единиц);

— речевой (стратегическая и дискурсивная осведомленность, выполнение речевых действий в соответствии с правилами изучаемого языка, осознание содержания высказывания, его функции);

— социокультурной (готовность к ведению диалога культур, в котором речевое оформление соответствует культурным нормам носителя языка). Проектирование автономного образовательного пространства

Опираясь на теоретические положения исследователей в области современной методики организации самостоятельной учебной деятельности по овладению иностранным языком (Н.Ф. Коряковцевой, И.А. Гиниатуллина, Ф.Г. Золотавиной, Т.В. Хильченко и др.); в области управления развитием познавательной самостоятельности (Г.М. Бурденюк, П.И. Пидкасистого и др.); исследования организации процесса обучения на деятельностной основе (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной и др.), можно определить некоторые требования к технологии обучения самостоятельному овладению видами речевой деятельности и языковыми аспектами:

— адекватность организационных форм целям обучения;

— учет деятельностной самоуправляемой основы обучения;

— субъектно-индивидуальная включенность студентов в процесс овладения языковыми знаниями;

— соблюдение поэтапности формирования умений самостоятельной учебной деятельности;

— адекватность типов и видов упражнений основным группам умений;

— обеспечение динамики процесса: познавательная самостоятельность > самоуправляемое овладение языковыми знаниями > практико-языковая автономноая учебная деятельность.

В рамках предметно-дидактического компонента представляется необходимым показать организационную структуру овладения студентами видами речевой деятельности и аспектами языка, а именно:

— Занятия по практике языка или так называемая аутометодическая практика языка (I, II курсы). Аутометодические действия студентов составляют исходную содержательную основу «умений учиться». Дается небольшой объем работы, проводится частый текущий контроль. Данную форму самостоятельной работы можно считать в основном ориентированной на первую, тактическую цель развития самостоятельности в овладении ИЯ — повышение эффективности языковой подготовки в период обучения.

— Практикумы самостоятельной учебной деятельности с отсроченным
контролем со стороны преподавателя (обязательные и факультативные для расширения и углубления опыта самостоятельного совершенствования иноязычной речи), которые в большей степени соответствуют цели самостоятельной работы. Содержание данной формы работы может быть максимально дифференцировано и управление ей постепенно переходит в дидактическое самоуправление. Подобные практикумы активизируют перспективную самостоятельную работу студентов, создают структурную основу для ее постепенной систематизации.

— Спецпрактикум автономной учебной деятельности, который не ограничивается конкретным количеством часов, т.к. студент сам планирует необходимое количество времени для выполнения самостоятельной работы, включающей самостоятельное апробирование полученных теоретических и предметных знаний и решение индивидуальных практико-языковых задач. А также осуществляет аутодидактическое управление своей познавательной деятельностью. Таким образом, в рамках данной организационной формы обучения проявляется подлинная самостоятельность обучаемых, однако, при этом они должны иметь возможность получения необходимой им методической консультации у преподавателя.

— Возможные внеаудиторные добровольные учебные объединения, посвященные обучению методике самостоятельной учебной деятельности как форма профессиональных объединений по интересам для самосовершенствования.

На наш взгляд, в организационной структуре по овладению умениями самостоятельной работы необходим каждый из перечисленных этапов.

-

Кстати, знали ли вы, что сегодня легко учить английский можно со скидкой, причем очень не плохой. Пару кликов мышкой и пол часа интернет-серфинга помогут найти предложения с 50% скидкой!

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru