Главная
25.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Развитие старшеклассников в условиях медиаконтента

МедиаконтентГлубокие изменения в социально-экономической и политической жизни России требуют внимательного изучения процессов, происходящих в молодёжной среде.

Политика деидеологизации и деполитизации образования, пропаганда средствами массовой информации, психологии индивидуализма и потребительства вызывают разрушение ценностных ориентации, способствуют утрате гражданско-политических ориентиров подрастающего поколения. Эти негативные тенденции актуализируют проблему аксиологизации образования, обеспечения ценностного развития личности, усиления внимания к вопросам развития и воспитания. В Федеральных государственных стандартах второго поколения большое внимание уделяется формированию универсальных компетентностей, что является, с одной стороны, качественно новым явлением, а с другой стороны, сохраняет преемственность с предыдущим периодом развития российского образования, который осуществлялся в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Эта Концепция основана на воспитании ценностей как приоритетного направления в образовании. В Президентской инициативе «Наша новая школа» акцентировано внимание на всесторонней поддержке развития личности школьников, что включает в себя становление ценностных ориентации в процессе формирования индивидуальной траектории развития.

Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма формирования личности, определяя форму реализации намеченных целей, и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации. С точки зрения И.С. Кона, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.

Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности, гражданственности, долге и ответственности. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентации всех регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л.И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе».

На развитие ценностных ориентации школьников, определяющих их отношение к политическим фактам, событиям, процессам, непосредственно и опосредованно влияет ряд факторов различного уровня: объективные факторы:

  1. макроуровня (общественно-политическая и экономическая ситуация в стране, официальная государственная политика и идеология, средства массовой информации, система образования в целом);
  2. мезоуровня (региональные особенности, школа (изучение обществоведческих дисциплин), молодежные движения, неформальное общение);
  3. микроуровня (семья, ближайшее окружение);

субъективные факторы:

  1. мировоззренческие (взгляды, убеждения, идеалы личности);
  2. потребностно-мотивационные (потребности, мотивы, интересы).

По результатам мониторинга, проведенного на территории Челябинской области (2002-2008 гг.), определена иерархия объективных факторов формирования политических ценностей учащихся старших классов: на первое место 32 % старшеклассников поставили средства массовой коммуникации (сокращённо СМИ, также масс-медиа организационно-технический комплекс, обеспечивающий быструю передачу, массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации, а также механизм обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей). Степень влияния элементов, входящих в структуру СМИ, в указанный период времени изменяется: отмечается увеличение значимости так называемого медиаконтента. Медиа-контент (англ. content — содержание, media -средство) — совокупность информационно значимого, содержательного наполнения электронных ресурсов (например, Internet-сайты, мультимедиа, виртуальная реальность, веб-сайты, компьютерные игры, интерактивные инсталляции, интефейс «человек-компьютер», цифровое видео, кино, компьютерная анимация). Следовательно, необходимым условием формирования ценностных ориентации является использование воспитательного потенциала данного феномена.

Воспитательный потенциал медиаконтента мы будем рассматривать как совокупность ресурсов информационной среды, способствующих целенаправленному, систематическому формированию личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Безусловно, положительной оценки заслуживает возможность использования медиаконтента для оперативного получения необходимой информации для решения возникающих у учащихся проблем. В процессе формирования ценностных ориентации старшеклассников важным является получение информации из различных источников, представляющих различные оценочные суждения, мнения. Это дает возможность формирования у школьников собственного отношения к событиям и фактам.

Воспитание в условиях доминирования медиаконтента происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. К сожалению, Internet позволяет современному подростку получить возможность доступа к информации, несущей серьезный антинравственный заряд: в сети имеются сайты экстремистских, террористических, националистических организаций, общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение. Наличие глубокого ценностно-нормативного конфликта между бурно развивающимся медиаконтентом и всеми сферами жизни общества, в том числе и образовательной сферой, проявляется во многих психологических и социальных аспектах: во-первых, развитие средств массовой коммуникации породило феномен «дефицита от изобилия». Под этим подразумевается то, что при огромном объеме информации, из которого намеренно убирают причинно-следственные связи, человек перестает ее воспринимать и приходит к выводу, что ничему нельзя верить. Таким образом, при широкомасштабном информационном потоке, в результате утраты доверия к подаваемой информации, человек оказывается как бы в информационном вакууме; вторая особенность медиаконтента — это «перфомансность» (от английского «performance» — представление). Человек, как в детстве, испытывает тягу к развлечениям, сенсациям, массовым зрелищам. Подача информации все чаще приобретает характер шоу, это переносится и на повседневную жизнь; в-третьих, это визуализация. Визуальная (зрительная) коммуникация между людьми стала основой человеческого общения. Визуальные образы и коды заменили все другие способы передачи информации (язык, жестикуляция и т. д.). В этой связи телевизор и Internet выходят на первое место по популярности. Опасность заключается в том, что в результате человек утрачивает способность образно, творчески мыслить. Ещё одним негативным аксиологическихм последствием воздействия медиаконтента на сознание человека является формирование у него безволия и безответственности. Подспудное ощущение индивидуальным сознанием неполной реальности сконструированного для него и окружающего его мира ведет к возникновению специфического «облегченного» типа поведения. К его носителю может быть применен термин «человек играющий», характеризующий, по меньшей мере, неполное осознание грани между реальным и воображаемым миром и, соответственно, отсутствие четких представлений о причинно-следственных связях, в том числе по отношению к результатам собственной деятельности, социуму.

Другим негативным аксиологическим последствием влияния медиаконтента на сознание человека (и целых социальных групп) является потеря чувства реальности окружающего мира, потеря ориентации в сложных реалиях современного общества. Для проблемы интерфейса как посредника в процессах познания фундаментальным оказывается вопрос о соотношении реальности и познания именно действительности, а не ее виртуальной пары, то есть на первый план выходит проблема истины. Ведь благодаря концентрированному воздействию информационных технологий, используемых масс-медиа, отдельный человек практически неизбежно утрачивает объективизированный критерий истины. Дело в том, что доступная ему практика, которая выступает в качестве критерия истинности его представлений об окружающем мире, имеет уже не материальный, а информационный, «виртуальный» характер. Именно отсутствие критического восприятия окружающего мира лишает индивида и социальные группы адекватной ориентации в постоянно усложняющемся обществе.

Результаты социологических опросов позволили выявить «точки» наибольшего напряжения в отношениях между вещателями и аудиторией:

  1. некорректная и/или избыточная («назойливая») политическая пропаганда;
  2. некорректная и/или избыточная («назойливая») реклама;
  3. агрессия;
  4. элементы, противоречащие моральным нормам;
  5. систематическое искажение реальности;
  6. избыток негативно окрашенной социальной информации;
  7. трансляция образцов дурного поведения;
  8. некорректный, исковерканный язык;
  9. чрезмерное количество зарубежной продукции;
  10. высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям;
  11. высказываемое неуважение к национальным символам, национальной истории и культуре;
  12. некорректные правовые или антиправовые действия самих телеканалов.

Анализ перечисленных особенностей, результаты социологических опросов, анкетирования и тестирования старших школьников позволяют сделать вывод о том, что такое неотъемлемое явление современной жизни, как медиаконтент, оказывает по большей мере отрицательное воздействие на каждого конкретного индивида и на общество в целом. Призванный выполнять позитивные функции, информировать и позволять каждому члену общества формировать свое собственное отношение к происходящему вокруг, он, напротив, зачастую дезинформирует и моделируют антиобщественное поведение, манипулируя сознанием.

Использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании системы политических ценностей и нивелирование его вредного влияния должны базироваться на ориентирах, которые выявлены на основе анализа работы:

  1. ориентир критической автономии. Вслед за основоположником медиапедагогики Л. Мастерманом мы полагаем, что в первую очередь необходимо научить старших школьников понимать, кто и зачем создаёт то или иное медиасодержание, на какой эффект воздействия, влияния оно рассчитано. То есть использование воспитательного потенциала медиаконтента в формировании ценностных ориентации предполагает в первую очередь формирование критического мышления и так называемой «критической автономии» аудитории. Критическая автономия по отношению к медиаконтенту — сложный процесс мышления, который включает ассоциативное восприятие, синтез, анализ и оценку функционирования медиа в социуме и медиаконтента в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере;
  2. ориентир эстетической рефлексии. Эстетическая рефлексия определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром, которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов личности, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке объективной эстетической оценки, более адекватных знаний о мире с их последующей реализацией в виде конкретных действий. Иначе говоря, восприятие аудиовизуальных образов пробуждает в душе зрителя особое эмоциональное напряжение, устанавливает ассоциативные связи с конкретным художественным и жизненным опытом зрителя, на основе их происходит интуитивное постижение развивающихся пластических форм в результате сопереживания, последовательно возникают образные обобщения, влияющие на эмоциональную, когнитивную сферы личности, поступки и поведение;
  3. ориентир семиотического диалога. Одним из основных элементом содержания медиаконтента является текст — носитель определенной информации, а также образец использования конкретного языкового материала в речи. В этой связи А.А. Гончаров и Р.П. Мильруд отмечают, что смысл имеет не сам текст, а процесс его создания и восприятия. Коммуникативный смысл текста -это отношение его содержания к достигаемой цели коммуникации. Таким образом, школьники в условиях доминирования медиаконтента должны создавать и воспринимать тексты, исходя из коммуникативной цели и ситуации.

Перечисленные ориентиры использования воспитательного потенциала медиаконтента в формировании системы политических ценностей старших школьников в совокупности с общедидактическими принципами определяют формы организации политического воспитания, его методы и приёмы. Методы формирования системы политических ценностей в условиях доминирования медиаконтента можно классифицировать по:

  1. источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов политического содержания); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа);
  2. по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной политической медиаинформации, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью формирования системы политических ценностей); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения).

Анализ педагогического опыта, собственная деятельность позволили сделать вывод о том, что воспитательный потенциал медиаконтента активно используется во внеклассной работе, с которой часто связывается воспитательная деятельность: при проведении мероприятий, связанных с празднованием календарных дат и традиционных «школьных» праздников. Кроме того, медиаконтент активно используется при проведении школьных научно-практических конференций, тематических вечеров, открытых уроков и т. п.

Таким образом, в современном мире медиаконтент является фактором, оказывающим существенное влияние на все сферы жизнедеятельности индивида и общества в целом. Педагогу необходимо учитывать позитивные и негативные последствия данного воздействия, в частности, при целенаправленном формировании политических ценностей старших школьников, и, опираясь на выявленные принципы, систематически и комплексно применять учебно-воспитательные методы и средства, аккумулирующие воспитательный потенциал медиаресурсов.

-

В заочном тренинге Анатолия Варламова предлагается отличный курс по развитию памяти. Курс рассчитан на любые возрастные группы люде и будет полезен как для старшеклассников, так и для студентов ВУЗов

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru