Главная arrow Статьи arrow Семиотический подход к проблеме самореализации студентов
19.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Семиотический подход к проблеме самореализации студентов

Семиотический подходСовременная система высшего профессионального образования находится под влиянием технико-экономических, политических, культурных и социальных преобразований.

Они имеют место в обществе, с одной стороны, и интенсивных, всеобъемлющих глобализационных процессов — с другой, что требует переосмысления места и роли образования в развитии и становлении современного специалиста высшей квалификации.

Исходя из этого в контексте инновационного преобразования системы высшего профессионального образования теоретическую и практическую значимость, на наш взгляд, могут представлять идеи об образовании как процессе становления и реализации потребностей самого человека.

На наш взгляд, особое внимание следует обратить на иноязычное образование, поскольку взаимосвязь образования и культуры определяет не только вектор развития общества, но и образования в целом. Рецепты иноязычного образования призваны отразить потребность будущих специалистов в межкультурной коммуникации и профессиональном саморазвитии. Иными словами, нам необходимо осуществить «перезагрузку» системы иноязычного образования, что потребует создания новой профессионально-ориентированной контекстной среды обучения в мультлингвальном, поликультурном пространстве. Инновационный характер трансформации иноязычного образования нашёл отражение в идее педагогического содействия самореализации студентов на основе построения перспективных образовательных траекторий личностного роста при освоении профессионально-ориентированной иноязычной компетенции.

Общепризнано, что методологические основы, составляющие базис научного исследования, позволяют выработать стратегию и тактику изыскания, которые включают определение и формулирование проблемы, выявление основных направлений и разработку методики научного поиска.

Общей методологией любого научного исследования является диалектика, выступающая как логика и теория познания С точки зрения диалектики, сущность познания состоит в решении основного вопроса философии, который заключается в исследовании отношения субъекта и объекта познания, рассмотрения проблем критерия истины, ибо «именно теория, раскрывая сущность исследуемого объекта, дает его целостное отображение и тем самым преодолевает разрозненность эмпирических знаний о нем». Следовательно, одной из задач методологического знания состоит в определении логики научного исследования. Вслед за П.В. Копниным мы считаем, что логика научного исследования представляет собой содержательную логико-гносеологическая систему, которая даёт целостное знание о процессе научного исследования, его составляющих элементах. Однако её «нельзя понимать как некую замкнутую логическую систему исчисления, выражающую идеальную модель связи мысли в ходе научного исследования....».

Исходя из этого, разработка методологических основ предполагает не только определение подходов и методов исследования, но и раскрытие их возможностей и границ применения в процессе изучения проблемы, а также их роль и место в исследовательском процессе. Методологию научного познания в практике разработки концепции самореализации студентов в иноязычном образовании правомерно переносить на теорию как форму организации и построения соответствующих знаний.

Методология педагогики формируется на основе общей научной методологии и по замечанию В.И. Загвязинского включает «учение о педагогическом знании, процессе его добывания, способов объяснения (создания концепции), практического применения для преобразования или совершенствования системы обучения и воспитания» и предполагает:

  • установление принципов и способов добывания знаний педагогической действительности, методов её преобразования и интерпретации;
  • исследование структуры, способов построения и развития педагогической теории;
  • выявление принципов, способов и условий достижений науки в педагогическую практику.

Такой подход к методологическому обоснованию концепции самореализации студентов в иноязычном образовании позволяет решить следующие задачи:

  • упорядочить, уточнить понятийный аппарат исследования на основе анализа философской, психологической, методической, педагогической литературы и обобщения передового опыта;
  • установить и описать новые свойства и особенности исследуемого объекта;
  • выявить закономерности и принципы развития исследуемого объекта;
  • определить условия его внедрения в педагогическую практику и перспективы развития.

Определение стратегических направлений исследования подразумевает использование подходов, которые:

а) отражают определённую мировоззренческую позицию;

б) характеризуются совокупностью закономерностей, принципов; в) обладают набором приёмов и средств для их реализации; г) соответствуют поставленной в исследовании цели.

Принимая во внимание многоаспектность процесса самореализации студентов в иноязычном образовании, осмысление которого требует учёта различных позиций, нами в качестве практико-ориентированной тактики, способной обеспечить практическое решение поставленной проблемы, выбран семиотический подход, сущность которого заключается в том, что при изучении любого объекта выявляются и анализируются характерные для него семиотические аспекты.

Самореализация студентов в процессе овладения профессионально-ориентированной иноязычной компетенцией, как и любой другой процесс, имеющий педагогическую основу, является информационным по своей природе, поскольку предполагает оперирование информацией, которая носит знаковый характер. Вслед за Н.Б. Мечковской мы признаём, что успех коммуникации зависит от её семиотического обеспечения, которое помогает находить действенные каналы средств коммуникации, методов информационной защиты. Более того, все процессы, связанные с порождением, передачей, переработкой информации, протекают с использованием разнообразных знаковых систем. Семиотика — это моделирующая система, с помощью которой субъект коммуникации моделирует в своём сознании фрагмент мира и порождает актуальную информацию об этой действительности. Поэтому мы считаем данный подход весьма продуктивным. С точки зрения методологии науки, семиотический подход состоит в построении и исследовании семиотического единства информационных процессов в природе и обществе, поскольку процессы коммуникации делают необходимым выработку многочисленных систем знаков, с помощью которых люди могли бы передавать друг другу разнообразную информацию и тем самым организовывать свою деятельность.

В таком ракурсе он стал предметом исследования в середине 20 века, когда было выявлено единство, обусловленное использованием знаков. Как стратегия научного познания семиотический подход ещё только формируется: раскрывается его сущность, оцениваются возможности, сферы применения, перспективы развития. Тем не менее, уже сегодня его использование оказывается весьма эффективным при решении проблем, связанных с обучением иностранным языкам.

Основной задачей данного подхода является описание, строение и содержание знаковых систем коммуникации, функционирование и производство этих систем, хранящих и передающих информацию. Семиотический подход позволяет с единых позиций изучать язык, для которого существенным является процесс информационного обмена, при этом через описание той или иной предметной области в терминах конкретных знаковых систем (формальных и полуформальных языков) осуществлять описание локальной картины мира с позиций изучаемой предметной области и через нее далее познавать окружающую действительность в контексте своей профессиональной деятельности.

Анализируя коммуникативную систему и её моделирующие, порождающие возможности, семиотический подход на основе сопоставления обеспечивает выявление и понимание своеобразия разных знаковых систем, приближаясь к пониманию культуры отдельных народов.

Вся коммуникативная и познавательная деятельность человека связана с интерпретацией, или толкованием тех или иных знаков, при этом интерпретация не ограничивается только областью языка, а охватывает широкие сферы коммуникации и деятельности людей в целом.

Исходя из определения семиосферы как пространства, в котором реализуются коммуникативные процессы и вырабатывается новая информация, мы акцентирует своё внимание на том, что семи-осфера — это система знаковых опор сознания, которые представляют собой носителей и передатчиков значений, каналов и способов передачи информации. При этом семиосфера имеет ряд существенных черт.

Во-первых, она ограничена от внесемио-тического пространства и включает множество относительно отдельных семиосфер.

Во-вторых, семиосфера имеет уровневую и внутренне-неравномерную организацию и динамику (оппозицию ядра и периферии).

В-третьих, процессы порождения информации и семиозиса возможны только в условиях взаимодействия, диалога разных семиотических образований; диалоги возникают на границах, потому что природа границы двуязычна.

В четвёртых, семиосфера имеет диахронную глубину, поскольку она наделена сложной системой памяти, и без этого функционировать не может.

Итак, сущность семиотического подхода заключается в том, что в ходе иноязычного образования, результатом которого является развитие способности к межкультурной коммуникации, происходит передача, хранение и переработка информации с использованием знаковых систем, с помощью которых субъект коммуникации моделирует в свом сознании соответствующий фрагмент мира и порождает актуальную информацию о действительности.

Следовательно, семиотический подход тесно связан как с системным, так и личностно-деятельностным подходами в силу следующих положений:

  • семиотический подход базируется на общей теории систем и направлен на изучение знаковой природы информационного взаимодействия между системами;
  • рассматривает языковой знак как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления;
  • определяет речемыслительную деятельность как иерархию кодовых переходов информации, которая представляет универсальный знак;
  • рассматривает адекватность восприятия информации на иностранном языке как условие осуществления иноязычной речевой деятельности;
  • определяет место и роль знаковой системы в общении и познании.

Поскольку любая предметная область может быть описана как система знаков, то именно семиотический подход позволяет выявить синтаксические, семантические, прагматические аспекты изучаемого явления и глубже понять их смысл, при этом в случае необходимости использовать некоторый метаязык для получения новых знаний, который описывает предметную область, выявляя особенности изучаемого феномена, его связи с другими предметными областями и науками.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru