Воспитание и развитие в средних профессиональных учебных заведениях
Поиски ответов на вопросы не только «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопросы «как учить результативно?» давно привели ученых и педагогов – практиков к выводу о неразрывности обучения, воспитания и развития в образовательном процессе.
Общепринятые определения обучения, воспитания и развития обучающихся в образовательном учреждении формулируется следующим образом:
Обучение – это сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков обучающихся по общеобразовательным дисциплинам согласно государственных образовательных стандартов.
Воспитание – это формирование духовно – просветительского мировоззрения, высоких моральных качеств, добросовестного отношения к труду.
Развитие – это положительная динамика в формировании познавательных способностей мышления, самостоятельности, самоконтроля, творческих сил обучающихся.
Приведенные определения реализуются посредством решения соответствующих задач.
Задачи обучения:
- - усвоение научных, технологических понятий, законов теорий, фактов, связей;
- - формирование умений применять полученные знания для решения учебных задач;
- - формирование общеучебных умений и навыков;
- - формирование умений и навыков по избранному направлению профессии;
- - формирование системы знаний, умений, навыков на основе межпредметных связей;
- - закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
- - расширение и углубление знаний, умений и навыков;
- - формирование умений и навыков самоконтроля.
Задачи воспитания заключаются в формировании основ духовно – просветительского мировоззрения и убеждений; идейно – политическом воспитании; воспитании добросовестного отношения к труду и собственности; воспитании нравственных качеств, ознакомлении с основами этики и эстетики; воспитании патриотизма, культуры межнациональных отношений, формировании норм и правил нравственного поведения; формировании характера, активной жизненной позиции.
Развитие обучающихся осуществляется путем формирования рациональных приёмов мышления (анализ, синтез, сравнение обобщение, выводы и т.д.); развития познавательной активности и самостоятельности; формирования познавательных интересов и особенностей; развития воли, настойчивости в достижении цели; привития навыков, привычек планировать и контролировать учебный труд; развития внимания, памяти, речи, соображения; воспитания культуры учебного труда.
Так как вышеуказанные аспекты учебно-воспитательного процесса неразрывно связаны между собой, то решение названных задач должно обеспечивать достижение их единства.
Опыт педагогического коллектива Зарафшанского академического лицея показывает, что личностно ориентированное обучение стало во многом приоритетным в учебном процессе. Личностно ориентированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные задатки, способности и возможности учащихся, в процессе которого используются передовые педагогические и информационные технологии не только для овладения определенной суммой знаний, умений, навыков, но, что значительно важнее – для развития личности обучающегося. Следовательно, личностно ориентированное обучение предусматривает в качестве основных принципов дифференциацию и индивидуализацию обучения, развитие личностных качеств. Поэтому поворот педагогических технологий в ходе реформирования системы образования должен быть сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения все новых задач.
C учетом нашего опыта и как нам представляется, с целью обеспечения единства обучения, воспитания и развития реализацию указанных задач обучения, воспитания и развития следует проводить с позиции следующих принципов.
При решении задач обучения со стороны деятельности обучающихся:
- принцип самостоятельности приобретения знаний;
- принцип формирования новых знаний на базе ранее полученных;
- принцип самоконтроля уровня обученности.
Педагогам же необходимо опираться на принципы личностно – ориентированного обучения; создание условий для направленной самостоятельной работы обучающихся; педагогику сотрудничества, проблемное обучение.
Из этого следует, что образовательный процесс строится по схеме: постановка проблемы - совместное с обучающимися решение ее – практическое применение полученных выводов - контроль – оценка.
Такой подход к обучению возможен лишь при детальном обеспечении целого ряда условий, среди которых можно выделить:
- создание методической базы;
- подготовка высококвалифицированных педагогических кадров;
- формирование материально – технической базы;
- переориентация обучения на личность обучающегося;
- пересмотр календарно – тематического планирования с обязательным включением в него проблемного обучения, межпредметных связей, самостоятельной работы обучающихся;
- обучение работе в библиотеке, с компьютером, умению работать в Интернет как обучающихся, так и самих педагогов;
- переориентация восприятия учебного процесса со стороны обучающихся;
- воспитание культуры самостоятельной работы.
Роль педагога заключается в направлении деятельности обучающихся; контроле за их деятельностью; поощрении удачных инициатив, активности, самостоятельности.
Таким образом, при организации решения воспитательных задач педагогу в своей деятельности следует опираться на следующую последовательность действий:
- - предложить;
- - заинтересовать и аргументировать;
- - поддержать инициативу;
- - оказать помощь;
- - проконтролировать;
- - проанализировать и поощрить.
В процессе обучения осуществляется: развитие мотивационно - целостной сферы личности обучающегося (отношений, убеждений, интересов личности); познавательно – логической сферы (понятий об окружающем мире, логических операций и методов, интеллектуальных приёмов познавательной деятельности); практически действенной сферы личности обучающегося (умения регулировать деятельность, использовать знания для решения возникающих в жизни задач).
Деятельность преподавателя направлена на создание условий для самоактуализации и развития личности обучающегося и планирование результата развития личности.
Как нам представляется, реализация вышеуказанных задач обеспечения единства обучения, воспитания и развития должна производиться посредством:
- – обеспечения эффективности функции управления педагогической деятельностью;
- – создания психолого – педагогических аскпектов и условий обеспечения единства обучения, воспитания и развития;
- – обеспечения внутрипредметной и межпредметной связи социально – гуманитарного цикла предметов;
- -активизации интереса обучающихся к избранной профессии;
- -обеспечения у выпускников лицея экономических и правовых знаний для создания ими самостоятельного предпринимательского дела.
Реализация проблемы обеспечения эффективности функций управления педагогической деятельностью осуществляется посредством информационно – аналитической, мотивационно – целевой, планово – прогностической, контрольно – диагностической, организационно – исполнительской, регулятивно – коррекционной функциями управления.
Мотивационно – целевая функция обеспечивается умением ставить перед собой и формировать у обучающихся цели диагностического характера, исходя из степени достижения запланированного результата, корректное выполнение участниками педагогического процесса намеченного плана, соблюдение регламента учебной деятельности, согласование индивидуальных, групповых и коллективных целей прогнозирования.
Планово – прогностическая функция характеризуется определением реальных целей и выбором способов их достижения, согласованием процедур планирования, программирования, проектирования, прогнозирования.
Контрольно – диагностическая функция осуществляется посредством экспертной педагогической диагностики, то есть образовательного мониторинга.
Организационно – исполнительская функция обеспечивается использованием личностно – ориентированного подхода к организации учебной деятельности, реализацией дифференцированного обучения, распределением учебного труда через индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.
Регулятивно – коррекционная функция включает в себя текущее регулирование компонентов образовательного процесса и итоговую коррекцию его нежелательных результатов.
Реализацию проблемы создания психолого-педагогических аспектов и условий обеспечения единства обучения, воспитания и развития можно обеспечить:
- - комплексным воздействием духовного, эстетического, трудового и физического воспитания на сознания, ум и чувство;
- - постоянством, непрерывностью и систематичностью воспитательной работы;
- - созданием деловых отношений между участниками воспитательной деятельности;
- - тесной связью воспитательной деятельности с воспитанием в семье, общественных учреждениях;
- - планированием и проведением всей работы лицея как регионального центра культуры.
- - Реализацию проблемы обеспечения внутрипредметной и межпредметной связи дисциплин социально – гуманитарного цикла можно выполнить посредством учета в учебном плане, учебных программах специальной технологии межпредметных связей на протяжении всего курса обучения.
Для активизации интереса обучающихся к избранной профессии необходимо:
- - полное владение материалом предмета самим преподавателем;
- - создание проблемных ситуаций на занятиях;
- - использование технических средств обучения, наглядности, информационных технологий;
- - участие обучающихся в конкурсах, предметных олимпиадах;
- - организация экскурсий, бесед со специалистами;
- - разноплановая внеаудиторная работа;
- - постоянный анализ проделанной работы, обсуждение результатов.
Результат образовательного процесса выражается в изменениях, которые происходят в знаниях, умениях и навыках, личностных качествах, характере обучающихся, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии их личности в целом. Это определяет подход к образованию, как к целостному учебно-воспитательному процессу выражающемуся в единстве обучения, воспитания и развития личности.
Вышеизложенные представления используются нами в Зарафшанском академическом лицее в качестве основы создания педагогической технологии обеспечения единства обучения, воспитания и развития, и, как показал предварительный эксперимент, такой подход эффективен в оптимизации образовательного процесса и обеспечении качества подготовки кадров через систему среднего специального профессионального образования.
Автор: И.Л.Островерх
|