Главная
29.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Воспитание и развитие в средних профессиональных учебных заведениях

Воспитание и развитие в средних профессиональных учебных заведениях

new4Поиски ответов на вопросы не только «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопросы «как учить результативно?» давно привели ученых и педагогов – практиков к выводу о неразрывности обучения, воспитания и развития в образовательном процессе.

Общепринятые определения обучения, воспитания и развития обучающихся в образовательном учреждении формулируется следующим образом:

Обучение – это сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков обучающихся по общеобразовательным дисциплинам согласно государственных образовательных стандартов.

Воспитание – это формирование духовно – просветительского мировоззрения, высоких моральных качеств, добросовестного отношения к труду.

Развитие – это положительная динамика в формировании познавательных способностей мышления, самостоятельности, самоконтроля, творческих сил обучающихся.

Приведенные определения реализуются посредством решения соответствующих задач.

Задачи обучения:

  • - усвоение научных, технологических понятий, законов теорий, фактов, связей;
  • - формирование умений применять полученные знания для решения учебных задач;
  • - формирование общеучебных умений и навыков;
  • - формирование умений и навыков по избранному направлению профессии;
  • - формирование системы знаний, умений, навыков на основе межпредметных связей;
  • - закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков;
  • - расширение и углубление знаний, умений и навыков;
  • - формирование умений и навыков самоконтроля.

Задачи воспитания заключаются в формировании основ духовно – просветительского мировоззрения и убеждений; идейно – политическом воспитании; воспитании добросовестного отношения к труду и собственности; воспитании нравственных качеств, ознакомлении с основами этики и эстетики; воспитании патриотизма, культуры межнациональных отношений, формировании норм и правил нравственного поведения; формировании характера, активной жизненной позиции.

Развитие обучающихся осуществляется путем формирования рациональных приёмов мышления (анализ, синтез, сравнение обобщение, выводы и т.д.); развития познавательной активности и самостоятельности; формирования познавательных  интересов и особенностей; развития воли, настойчивости в достижении цели; привития навыков, привычек планировать и контролировать учебный труд; развития внимания, памяти, речи, соображения; воспитания культуры учебного труда.

Так как вышеуказанные аспекты учебно-воспитательного процесса неразрывно связаны между собой, то решение названных задач должно обеспечивать достижение их единства.

Опыт педагогического коллектива Зарафшанского академического лицея показывает, что личностно ориентированное обучение стало во многом приоритетным в учебном процессе. Личностно ориентированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные задатки, способности и возможности учащихся, в процессе которого используются передовые педагогические и информационные технологии не только для овладения определенной суммой знаний, умений, навыков, но, что значительно важнее – для развития личности обучающегося. Следовательно, личностно ориентированное обучение предусматривает в качестве основных принципов дифференциацию и индивидуализацию обучения, развитие личностных качеств. Поэтому поворот педагогических технологий в ходе реформирования системы образования должен быть сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать полученные знания и применять их для решения все новых задач.

C учетом нашего опыта и как нам представляется, с целью обеспечения единства обучения, воспитания и развития реализацию указанных задач обучения, воспитания и развития следует проводить с позиции следующих принципов.

При решении задач обучения со стороны деятельности обучающихся:

  • принцип самостоятельности приобретения знаний;
  • принцип формирования новых знаний на базе ранее полученных;
  • принцип самоконтроля уровня обученности.

Педагогам же необходимо опираться на принципы личностно – ориентированного обучения; создание условий для направленной самостоятельной работы обучающихся; педагогику сотрудничества, проблемное обучение.

Из этого следует, что образовательный процесс строится по схеме: постановка проблемы - совместное с обучающимися решение ее – практическое применение полученных выводов - контроль – оценка.

Такой подход к обучению возможен лишь при детальном обеспечении целого ряда условий, среди которых можно выделить:

  1. создание методической базы;
  2. подготовка высококвалифицированных педагогических кадров;
  3. формирование материально – технической базы;
  4. переориентация обучения на личность обучающегося;
  5. пересмотр календарно – тематического планирования с обязательным включением в него проблемного обучения, межпредметных связей, самостоятельной работы обучающихся;
  6. обучение работе в библиотеке, с компьютером, умению работать в Интернет как обучающихся, так и самих педагогов;
  7. переориентация восприятия учебного процесса со стороны обучающихся;
  8. воспитание культуры самостоятельной работы.

Роль педагога заключается в направлении деятельности обучающихся; контроле за их деятельностью; поощрении удачных инициатив, активности, самостоятельности.

Таким образом, при организации решения воспитательных задач педагогу в своей деятельности следует опираться на следующую последовательность действий:

  • - предложить;
  • - заинтересовать и аргументировать;
  • - поддержать инициативу;
  • - оказать помощь;
  • - проконтролировать;
  • - проанализировать и поощрить.

В процессе обучения осуществляется: развитие мотивационно -  целостной сферы личности обучающегося (отношений, убеждений, интересов личности);  познавательно – логической сферы (понятий об окружающем мире, логических операций и методов, интеллектуальных приёмов познавательной деятельности);  практически действенной сферы личности обучающегося (умения регулировать деятельность, использовать знания для решения возникающих в жизни задач).

Деятельность преподавателя направлена на создание условий для самоактуализации и развития личности обучающегося и планирование результата развития личности.

Как нам представляется, реализация вышеуказанных задач обеспечения единства обучения, воспитания и развития должна производиться посредством:

  • – обеспечения эффективности функции  управления педагогической деятельностью;
  • – создания психолого – педагогических аскпектов и условий обеспечения единства обучения, воспитания и развития;
  • – обеспечения внутрипредметной и межпредметной связи социально – гуманитарного цикла предметов;
  • -активизации интереса обучающихся к избранной профессии;
  • -обеспечения у выпускников лицея экономических и правовых знаний для создания ими самостоятельного предпринимательского дела.

Реализация проблемы обеспечения эффективности функций управления педагогической деятельностью осуществляется посредством информационно – аналитической, мотивационно – целевой, планово – прогностической, контрольно – диагностической, организационно – исполнительской, регулятивно – коррекционной функциями управления.

Мотивационно – целевая функция обеспечивается умением ставить перед собой и формировать у обучающихся цели диагностического характера, исходя из степени достижения запланированного результата, корректное выполнение участниками педагогического процесса намеченного плана, соблюдение регламента учебной деятельности, согласование индивидуальных, групповых и коллективных целей прогнозирования.

Планово – прогностическая функция характеризуется определением реальных целей и выбором способов их достижения, согласованием процедур планирования, программирования, проектирования, прогнозирования.

Контрольно – диагностическая функция осуществляется посредством экспертной педагогической диагностики, то есть образовательного мониторинга.

Организационно – исполнительская функция обеспечивается использованием личностно – ориентированного подхода к организации учебной деятельности, реализацией дифференцированного обучения, распределением учебного труда через индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.

Регулятивно – коррекционная функция включает в себя текущее регулирование компонентов образовательного процесса и итоговую коррекцию его нежелательных результатов.

Реализацию проблемы создания психолого-педагогических аспектов и условий обеспечения единства обучения, воспитания и развития можно обеспечить:

  • - комплексным воздействием духовного, эстетического, трудового и физического воспитания на сознания, ум и чувство;
  • - постоянством, непрерывностью и систематичностью воспитательной работы;
  • - созданием деловых отношений между участниками воспитательной деятельности;
  • - тесной связью воспитательной деятельности с воспитанием в семье, общественных учреждениях;
  • - планированием и проведением всей работы лицея как регионального центра культуры.
  • - Реализацию проблемы обеспечения внутрипредметной и межпредметной связи дисциплин социально – гуманитарного цикла можно выполнить посредством учета в учебном плане, учебных программах специальной технологии межпредметных связей на протяжении всего курса обучения.

Для активизации интереса обучающихся к избранной профессии необходимо:

  • - полное владение материалом предмета самим преподавателем;
  • - создание проблемных ситуаций на занятиях;
  • - использование технических средств обучения, наглядности, информационных технологий;
  • - участие обучающихся в конкурсах, предметных олимпиадах;
  • - организация экскурсий, бесед со специалистами;
  • - разноплановая внеаудиторная работа;
  • - постоянный анализ проделанной работы, обсуждение результатов.

Результат образовательного процесса выражается в изменениях, которые происходят в знаниях, умениях и навыках, личностных качествах, характере обучающихся, их отношениях, ценностных ориентациях, в развитии их личности в целом. Это определяет подход к образованию, как к целостному учебно-воспитательному процессу выражающемуся в единстве обучения, воспитания и развития личности.

Вышеизложенные представления используются нами в Зарафшанском академическом лицее в качестве основы создания педагогической технологии обеспечения единства обучения, воспитания и развития, и, как показал предварительный эксперимент, такой подход эффективен в оптимизации образовательного процесса и обеспечении качества подготовки кадров через систему среднего специального профессионального образования.

Автор: И.Л.Островерх

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru