Главная arrow Статьи arrow ВТО и модернизация системы высшего образования в России
25.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

ВТО и модернизация системы высшего образования в России

ВТО и модернизация системы высшего образования в РоссииНеобходимость модернизации системы образования в России остро назрела уже в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в., так как она не отвечала запросам времени, утратила способность развиваться.

В результате осуществления реформ произошли освобождение от идеологического диктата и демократизация российского образования, что позволило России присоединиться к Болонскому процессу и вступить в единое европейское пространство высшего образования. В 2007 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

В соответствии с положениями Болонской декларации в дополнение к ранее существующей одноуровневой структуре специалитета введена двухуровневая квалификационная структура (бакалавриат — магистратура). Бакалавров сегодня готовят более половины российских вузов. Однако распространение Болонского процесса в России имеет ряд особенностей и ограничений. Они связаны с уникальностью российского рынка труда, который проявляется в региональном характере и неопределенности перспектив развития отдельных отраслей и территорий. В этих условиях снижены возможности территориальной мобильности специалистов. С другой стороны, в условиях экономической нестабильности российского общества имеется угроза превращения России в поставщика интеллектуальных ресурсов на Запад.

Преимуществами же российской системы образования считаются высокое качество, фундаментальность и системность обучения. Российское образование базируется на культурных и педагогических национальных традициях и имеет глубокие исторические корни. Интеграционные процессы в европейской системе образования обязаны развиваться на принципах взаимообогащения национальных образовательных систем и сохранения их культурной самобытности. Болонский процесс должен быть направлен на сближение, а не на стандартизацию или унификацию высшего образования. Реформы, добровольно взятые на себя подписантами декларации, в том числе и Россией, направлены не на отказ от имеющихся систем образования и не на насильственное введение некой чуждой системы образования, а только на увеличение прозрачности этих систем и, соответственно, упрощение процесса сопоставления и признания полученных квалификаций. Целью Болонского процесса в России является увеличение привлекательности российского образования за рубежом, привлечение иностранных граждан для обучения в российских вузах, укрепление позиций России на мировом рынке образовательных услуг. Более того, принятие Болонской декларации привело к введению в Европе ряда основополагающих принципов американской образовательной системы (двухуровневая система высшего образования, кредитная система оценки объема программ и ее частей, аккредитация образовательных программ). С этой точки зрения Болонский процесс следует рассматривать как процесс глобализации образования, а не как чисто европейское явление.

Вместе с тем при переходе на двухуровневую систему образования необходимо иметь в виду следующее: многие колледжи с трехлетним сроком обучения (существующие самостоятельно или в составе университетов) присваивают своим выпускникам степень бакалавра (например колледжи Лондонского университета по части направлений предусматривают трехлетний бакалавриат). Это может привести к размыванию границ между средним специальным и высшим образованием.

Проблема соотношения бакалавриата и магистратуры требует также пристального внимания. Сложившаяся практика трактует магистратуру как сквозной цикл — от поступления в вуз до завершения магистратуры; соответственно, и нормативный срок реализации магистерской программы составляет 6 лет (240 360 зачетных единиц).

Вполне естественны вузы, готовящие только бакалавров, и вузы, готовящие только магистров. В последнем случае возможно создание региональных консорциумов высших учебных заведений. Вполне реальна ситуация, когда один отдельно взятый вуз региона не в состоянии освоить магистерскую программу, но, соединив усилия, может поставить полноценную программу магистерского уровня. Несмотря на то, что выпуск бакалавров постоянно растет, кадровые службы многих российских фирм не воспринимают диплом бакалавра как свидетельство его для России как законченного высшего образования.

Но на рынок труда выходит небольшой процент окончивших бакалавриат, так как около 87 % получивших диплом бакалавра продолжают обучение в специалитете, доучившись еще один год. Все это привело к тому, что имеется много вузов, где действует гибридная система, включающая бакалавриат, магистратуру и программу специалитета.

Пока еще трудно четко представить, к какому уровню образования относят российский диплом специалиста западные университеты и кадровые службы.

Таким образом, России для достижения сопоставимости необходимо еще достаточно долгое время рассматривать и корректировать содержание программы.

Предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) не может не отражаться на российском высшем образовании. По правилам ВТО все секторы услуг сгруппированы в 12 разделов, один из которых включает образовательные услуги. Для каждого сектора, включенного в перечень, прописываются четыре основных способа поставки услуг (трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц).

Применительно к образовательным услугам это означает дистанционное обучение, учебу за рубежом, создание учебных заведений на территории иных государств, а также обмен учеными и специалистами. Значимость вышеизложенного подтверждает в своей статье «Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом)» профессор, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова В. Колесов: «При всем многообразии воспитательных, культурных, нравственных, идеологических, социальных, политических и других аспектов образования „услуга“ — экономическая категория, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в системе образования».

Думается, что вступление России в ВТО усилит международные обмены в сфере образования, позволит расширить присутствие высшей школы на глобальном рынке продуктов знаний. Это означает не столько привнесение олимпийского духа в российское образование, сколько возможность его сопоставления (при равных правилах игры), оптимизацию моральной дисциплины и экономического поведения, что и станет катализатором, позволяющим привести уровень образования в России в соответствие с требованиями международных стандартов. Стало быть, влияние глобальных сил на российское высшее образование резко возрастет, что также может создать множество проблем, не на все из которых сегодня есть ответы.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru