Главная arrow Правовое воспитание arrow Формирование правового сознания
19.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Формирование правового сознания

Правосознание определяется как совокупность чувств, настроений, представлений, взглядов, отражающих отношение к действующему праву, к вновь создаваемым правовым нормам.

Правовое сознание сугубо индивидуально. Но оно должно соответствовать общественному правосознанию, то есть в правосознании личности должны отражаться сложившиеся в обществе правовые теории, идеи, взгляды. Ныне главной идеей общественного правосознания является идея о высокой социальной ценности права, о необходимости его неуклонного соблюдения, строгого следования требованиям законности. Именно эта идея и должна находиться в центре внимания при осуществлении правового воспитания молодёжи.

Правосознание как форма общественного сознания не изолировано от других форм, а действовать в единстве с ними, зависит от них, что предопределяет комплексный подход к воспитанию. Правовое воспитание, воздействуя на правосознание одновременно влияет и на политические взгляды, нравственный облик, социально — культурные и иные представления людей, то есть на различные сферы сознания. Правовое сознание, в свою очередь, формируется под влиянием политического, нравственного и других видов воспитания.

Правосознание — сложное духовное обозревание. Оно подразделяется на правовую, социально — правовую психологию, теоретическое и обыденное правосознание, общественное, групповое и индивидуальное правосознание. Но ядром общественного правосознания является правовая идеология. Имея под собой научную основу, правовая идеология более активно влияет на формирование правового сознания, чем правовая психология, которая складывается под влиянием повседневных условий существования людей, является результатом их практической деятельности и потому носит много случайного, личного.

Отсюда вытекает вывод о том, что правовое воспитание молодежи должно основываться на научной системе правовых взглядов, идей, воззрений, но с учетом эмоционального личного отношения к правовой действительности, т. е. с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого.

Общественное правосознание воплощается в жизнь через индивидуальное правосознание. Правовые идеи, теории, взгляды должны стать убеждением конкретных людей. Однако в каждом человеке они преломляются с учётом его жизни и личных качеств. Индивидуальное правосознание человека зависит от его образования, опыта жизни, воспитания, возраста, духовных склонностей, принадлежности к различным социальным группам, национальности. И не учитывать этих обстоятельств при проведении правовоспитательной работы нельзя. Знание специфики становления и развития индивидуального правосознания при правовом воспитании молодых людей имеет первостепенное значение.

Практика показывает, что среди определенной части молодежи широко распространены правовой инфантилизм, правовой нигилизм и правовой цинизм. Поэтому, организуя право воспитательную работу, необходимо учитывать отношение воспитуемых к праву, уровень знания ими норм права, их готовность действовать в соответствии с правом. Формирование правосознания человека зависит не только от его знаний и опыта, но и от индивидуальных психологических качеств(способностей, темперамента, характера), которые нельзя не учитывать.

Формирование правового сознания невозможно без четкого представления о том, чем руководствуется человек в своих действиях, ибо в основе всякой деятельности лежат потребности, представляющие собой психологические переживания человека по поводу нужды в чём-то и вызывающие внутреннее стремление что-то сделать с тем, чтобы удовлетворить эту нужду, то есть побуждает к действиям.

Потребности человека с одной стороны отражают общественные потребности, а с другой — являются его индивидуальным свойством. Если они совпадают, то несут положительный заряд, если же не совпадают — отрицательный и могут реализовываться в противоправном поведении. Следовательно, необходимо уяснить, какие потребности руководят действиями воспитуемого, добиться, чтобы они отвечали интересам и ценностям общества, ценностям гуманного демократического правового государства.

Эффективность этой работы зависит от того, насколько она своевременно, тактично и психологически обосновано осуществляется. Поэтому, воспитатель должен обладать способностью глубокого и деликатного проникновения во внутренний мир человека, позволяющей в нужном направлении воздействовать на чувства, настроения и привычки, предрассудки и склонности воспитуемого. Необходимость такого влияния объясняется тем, что " чувства — это одна из основных форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению его потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям" ( А. Н. Лук. Эмоции и личность. М. 1982г.)

Чувства, как и потребности, могут пробуждать человека и к правомерным, и к неправомерным действиям. Воспитатель не может быть безразличен к тому, какие чувства руководят действиями воспитуемого. Правовоспитательная деятельность должна быть напрвлена на формирование такого правового чувства, которое отражало бы положительное отношние к праву в целом, к правовой норме, действующей в данное время, к правовой действительности, как внутренне осознанным ценностям.

Воздействуя в нужном направлении на чувственную сферу личности, необходимо иметь в виду, что большой побудительной силой активности человека являются мотивы его поведения и деятельности. Под ними понимается "субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель"(И. Ф. Харламов. Педагогика. М.1990г.). Правовоспитательная деятельность должна создавать здоровую основу для формирования мотивов деятельности человека.

Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что формирование правового сознания молодежи следует проводить на базе научно обоснованных идей, теорий, проводить на базе научно обоснованных идей, теории реалий сегодняшнего дня с учетом условий жизни и личных качеств воспитуемого, глубоко проникая в его внутренний мир, воздействуя на духовный строй личности преобразуя ее в соответствии с требованиями общества.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru