Главная arrow Правовое воспитание arrow Принципы правового воспитания
18.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Принципы правового воспитания

Под словом «принцип» обычно подразумевается мысль, служащая основанием для социального выбора той или иной цели, тех или иных средств, того или иного образа действия.

Принцип — это начало всякого сознательного волевого акта. Действовать принципиально — значит, прежде всего, произвести выбор того или иного поступка не случайно, а на определенной основе.

Таким образом, принципом правового воспитания молодежи можно назвать педагогическое или методическое правило, которым необходимо руководствоваться как при выборе цели, так и при подборе средств воздействия и их применения.

Первый принцип правового воспитания — принцип целенаправленности. Он предполагает подчинение всей правовоспитательной деятельности основной цели — формированию юридически грамотного и социально-активного в правовом отношении человека, а в конечном счете — формирование высоко грамотной, всесторонне развитой личности.

Действие правового обучения формированию такой личности должны носить высокоорганизованный, планомерный, сознательный, а не стихийный характер. Претворение этого принципа в жизнь требует ясного и чёткого понимания целей и задач правовоспитательной работы, что позволяет правильно определить основные направления, которыми следует идти в правовоспитательной работе, каким должно быть содержание. Формы и методы правовоспитательной работы, отобрать нужный материал. Отсюда вытекает другой важный принцип правового воспитания — принцип единства целей, содержания, форм и методов правового воспитания. Принцип связи правового воспитания с практической деятельностью. Этот принцип требует широкого ознакомления воспитуемых с жизнью общества, правовой действительностью и активного привлечения их к участию в жизнедеятельности общества в правовой сфере.

Жизнь общества — это могучий фактор воспитания нового человека. Задача субъектов правового воспитания — научить подрастающее поколение жить вровень со временем, чувствовать стремительный поток современной жизни, видеть окружающий мир в перспективе, выполнять нормы и правила поведения.

Как же обеспечить тесную связь молодого человека с практикой? Каковы пути и условия реализации этого принципа в процессе правовоспитательной работы? Во — первых, при осуществлении правовоспитательной работы должны учитываться требования общества.

  • Во — вторых, необходима глубокая осведомленность субъектов правовоспитательного процесса о правовой действительности, реальном положении дел в правовой сфере жизни общества.
  • В — третьих, должно быть обеспечено систематическое информирование молодежи о процессах, происходящих в правовой сфере жизни общества.
  • В — четвертых, идеологическая работа должна сочетаться с практической деятельностью по укреплению правовой системы общества, законности, правопорядка.
  • В — пятых, к правовоспитательной работе необходимо привлекать практических работников.
  • В — шестых, путём формирования навыков применения теоретических знаний в решении в различных жизненных ситуаций.
  • В — седьмых, путём широкого привлечения молодежи к правоохранительной деятельности.

Однако, этот принцип не означает, что правовоспитательный процесс всегда должен идти от формирования сознания к практической деятельности. Можно поступать наоборот: идти от практики к знанию. Знания, полученные в такой последовательности, какправило, прочнее и основательнее, тем более, когда они основаны на практическом опыте самих испытуемых.

Воспитательное воздействие плодотворно тогда когда оно имеет под собой такую благодатную почву. Как опыт ребёнка, который служит основой для развития его самосознания.

Принцип опоры на положительные качества воспитумых. Действие в соответствии с этим принципом позволяет стимулировать рост самосознания, веру в собственные возможности, увидеть перспективу дальнейшего самосовершенствования и развития. Принцип использования примера других. Ни какие слова не могут дать такого ясного представления о том, как следует себя вести, как поступки, поведение окружающих. Воспитательная сила примера основана на склонности детей к подражанию. Причём, склонность эта наиболее ярко выражена у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден и они стремятся учится на опыте других. Но следует иметь введу, что пример может носить и отрицательный характер. И задача воспитателя — оградить молодого человека от него. Склонность к подражанию, хоть и в меньшей мере, свойственна детям и старшего возраста. По этому в воспитательной работе с ними должен использоваться пример правового и правомерного поведения героев художественной литературы, кино и телефильмов, пример взрослых, товарищей.

Принцип правового воспитания подрастающего поколения в коллективе. Воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием воспитателя на воспитуемого. Представленный сам себе он трудно поддаётся воспитанию. Лишь в коллективе создаются условия для всестороннего, в том числе правового, развития личности. Здесь формируется у молодёжи чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи. Чем шире и богаче у молодого человека практика общения с коллективом, тем богаче его знания, умения, навыки. В коллективе ребёнок, молодой человек усваивает правила общения с другими людьми, правила поведения в обществе, приобретает навыки, сочетания личных интересов с общественными.

В коллективе складывается общественное мнение по важнейшим вопросам жизни класса, группы, курса, которое является важнейшим критерием оценки поступков и поведения человека. Общественное мнение оказывает серьёзное влияние на каждого воспитуемого на его поведение. Сознание того, как подумает коллектив, как оценит он твоё поведение, является серьёзным сдерживающим началом. Молодёжь обычно очень дорожит мнением товарищей, коллектива, прислушивается к его мнению, что способствует формированию определённого поведения.

Но необходимо помнить, что влияние коллектива может быть и положительным и отрицательным. Поэтому воспитателю необходимо, прежде всего, сформировать в коллективе высокий уровень морально-психологической обстановки, что достигается созданием в нём атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, преодолением групповой морали.

Могучим средством воспитания коллектива становится тогда, когда в нем господствует здоровая критика и самокритика, всякое проявление антисоциального поведения получает осуждение.

Воспитание в коллективе и через коллектив, разумеется не исключает, а предполагает и индивидуальное воспитательное воздействие. Это две стороны одной и той же деятельности. Поэтому они всегда должны сочетаться.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности правового воспитания. Правовое воспитание должно проводиться систематически, последовательно и непрерывно. Этот принцип требует преемственности в правовоспитательной работе, опоры на уже полученные знания, сформированные убеждения, постепенное усложнение содержания и форм правовоспитательной работы. Правовоспитательная работа должна вестись не эпизодически, а непрерывно, последовательно, изо дня в день. Принцип сочетания воспитательного воздействия с самостоятельностью и инициативой молодежи. Правовоспитательная работа предполагает постоянное руководящее воздействие воспитателя на воспитуемого. Но в тоже время она не должна сковывать инициативу и самостоятельность воспитуемых.

В поведении молодежи наблюдается двойственность. С одной стороны — они стремятся к независимости, а с другой — боятся остаться без помощи взрослых. Отсюда необходимость умелого учёта этих обстоятельств и сочетание самостоятельности воспитунмого с руководством воспитателя.

Самостоятельность воспитывает ответственность, уверенность в себе, в своих силах. Чрезмерное руководство, регламнетация действий и поступков воспитуемых сковывает инициативу, порождает безответственность.

Принцип учета возрастных особенностей и индивидуальных различий воспитуемых. Содержание, формы и методы правовоспитательной работы различны в зависимости от возраста воспитуемых. То что хорошо в детском саду, не годится в школе, в лицее, в колледже и, тем более, в институте и наоборот.

Если в младшем возрасте главной задачей воспитателя является формирование основ правовой культуры, то в старшем — стоит задача подготовить молодого человека к вступлению в практическую жизнь.

В процессе правового воспитания молодежи должны учитываться не только возрастные особенности, но и индивидуальный уровень развития, темперамент, характер, потребности, склонности. Но учет индивидуальных особенностей — это не приспособление к ним, а активный поиск подходящих форм и методов воспитательного воздействия. Принцип взаимосвязи воспитания и самовоспитания. Воспитание подрастающего поколения немыслимо без самовоспитания, которое определяется, как систематическая и сознательная деятельность, способствующая формированию и совершенствованию положительных и преодоление отрицательных качеств. Формирование и развитие личности приводит к тому, что уже в подростковом возрасте у человека появляются навыки самоконтроля и самоанализа. Они пытаются разобраться в своих поступках, стремятся быть похожими на взрослых, своих героев, предъявляют к себе все больше и больше требований, то есть у них появляется установка на самовоспитание.

Практика показывает, что эффективность право воспитательного процесса значительно возрастает, когда общественное воспитание сочетается с самосовершенствованием личности. Самовоспитание не только подкрепляет, но и дополняет воспитание. Оно позволяет более полно учесть индивидуальные потребности, запросы и склонности каждого воспитуемого. Задача воспитателя — развить зарождающуюся в молодом человеке установку на самовоспитание, укрепить в нём веру в свои силы, внушить ему, что он способен самостоятельно осуществить поставленные задачи.

В то же время воспитатель должен пристально следить за тем, чтобы эти задачи были посильными для молодого человека и направлены на формирование положительных, а не отрицательных качеств. В случае необходимости он должен помочь воспитуемому внести необходимые коррективы в поставленные им перед собой задачи, придать им положительное содержание. Задача воспитателя научить воспитуемых работать над собой, пояснить им, что и как нужно воспитывать в себе, каковы основные способы самовоспитания.

Принцип согласованности правовоспитательной деятельности всех субъектов правового воспитания. Только единая линия и согласованные усилия всех участников правовоспитательного придают правовому воспитанию целенаправленность и действенность. А. С. Макаренко говорил: " Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса."

-

Украинский сайт expertsoft.com.ua, предлагает различное программное обеспечние для бизнеса, строительные нормы, автоматизацию сметной документации, проектирование кабельных систем и многое друге. На сайте пресудствует косультационная форма, по которой можно в любой момент связаться с менеджерами сайта.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru