Совместная деятельность с семьёй и общественностью
Важнейшее значение в системе воспитания учащихся средних образовательных учреждений имеет совместная деятельность семьи, школы, колледжа, лицея.
"Без семьи, — говорил Сухомлинский, — мы ... были бы бессильны". Взаимодействие семьи и средних образовательных учреждений в правовом воспитании обеспечивается различными методами, которые можно подразделить на две группы. В первую входят формы и методы опосредованного воздействия на личность учащихся через повышение педагогической культуры родителей. Во — вторую — методы непосредственного воздействия.
К первой группе прежде всего следует отнести родительские собрания. На общих собраниях родителей информируют о значении мероприятий по правовому воспитанию, о путях правового воспитание детей. Информация содержит и краткий анализ поведения школьников. Классные родительские собрания используются для концентрации внимания родителей на возрастных особенностях правового воспитания детей, для ознакомления родителей с проводимой в классе в этом направлении работой, с некоторыми законодательными актами.
Другими формами повышения педагогической культуры родителей являются лекции по вопросам правового воспитания, беседы, рекомендации по педагогическому самообразованию, конкретные поручения по нравственно — правовому воспитанию детей, обсуждение с родителями литературы на нравственно — правовые темы.
Обмену опытом в правовом воспитании способствуют тематические конференции, об этом пестрит вся реклама на сайтах, которые проводятся один раз в год отдельно для родителей каждой из возрастных групп учащихся. Тематика конференции определяется ситуацией, складывающиеся в образовательном учреждении. Открывает конференцию директор. Затем с сообщениями выступают преподаватели и родители, которые делятся опытом правовоспитательной работы, выносят на общее обсуждение проблемные ситуации, спорные моменты. Количество сообщений не должно превышать 4- 6, после чего проводится обсуждение.
В дополнение к этим формам взаимодействия средних образовательных учреждений и семьи в правовом воспитании используются консультации, педагогические практикумы, диспуты, демонстрация кинофильмов. Полезны личные встречи родителей и преподавателей. В беседе с глазу на глаз можно поговорить о самом больном, сокровенном, поделиться тем, о чем неудобно сказать прилюдно. В такой беседе легче найти тот единственный метод, который окажет желательное воспитательное воздействие на подростка.
Весьма эффективны в работе с родителями " трудных детей" микропедсовет. Имеется в виду посещение семьи несколькими преподавателями во главе с представителем администрации образовательного учреждения внерабочее время. В домашней обстановке они беседуют с родителями и другими членами семьи о поведении ребенка дома, в школе, на улице, о роли семьи в его воспитании, о возможностях повышения нравственно-правового влияния семьи на ребенка. Такие микропедсоветы помогают образовательному учреждению не только установить контакт с семьей, но и конкретизировать работу образовательных учреждений в этом направлении, придать ей целенаправленность.
Эффективными формами непосредственного воспитательного воздействия средних образовательных учреждений и семьи на детей являются родительские комитеты, их комиссии, специально созданные воспитательно-правовые комиссии, руководство правоохранительной и природоохранительной деятельностью учащихся, выполнение родителями общественных поручений.
Родительские комитеты — это основная форма совместного решения школой, колледжем, лицеем и родителями учебно-воспитательных задач. Непосредственно или совместно с администрацией образовательного учреждения родительский комитет обеспечивает взаимодействие школы, колледжа, лицея и семьи по правовому воспитанию учащихся, координирует деятельность комиссии по правовому воспитанию с деятельностью других комиссий. Члены комиссии по правовому воспитанию проводят беседы с отстающими учащимися, организуют специальные экскурсии, просмотры кинофильмов, лекции, диспуты, вечера, утренники, сборы, встречи, викторины, проводят профилактическую работу с педагогически запущенными детьми. К сожалению накопленный годами опыт совместной деятельности образовательных учреждений и семьи в последнее время стал забываться, хотя его следует не только сохранять, но развивать.
Широкие возможности для воспитания учащихся открывает взаимодействие образовательных учреждений с общественностью, с комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних, правоохранительными органами, махаллинскими комитетами, общественными пунктами охраны порядка и народными дружинами. В правовом воспитании «трудных» подростков и их родителей большую помощь могут оказать трудовые коллективы и педагогические вузы. Включение в правовоспитательную деятельность школ, колледжей, лицеев преподавателей и студентов вузов с одной стороны усиливает их воспитательное воздействие, а с другой — связывает науку с практикой, расширяет кругозор студентов, помогает приобрести необходимые для будущей работы навыки. Формы взаимодействия педагогических вузов и средних образовательных учреждений могут быть самыми разнообразными, в частности, теоретическая, методическая и организационная помощь вуза преподавателям школы, индивидуальное и групповое шефство преподавателей вузов и студентов над учащимися, руководство работой кружков и клубов, пропаганда правовых знаний.
|