Главная arrow Дистанционное обучение arrow Дидактическая функция преподавания в обучении
28.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Дидактическая функция преподавания в обучении

Дидактическая функция — выбор способов и средств предъявления учебной информации.

Создание средств обучения и, в целом, информационной среды обучения, адаптированной и содействующей процессу учения, и другие действия, связанные с целенаправленным, формирующим содействием преподавателя самому процессу учения.

Очевидно, что при реализации дидактической функции преподавания возникает противоречивая ситуация, когда в одном процессе учения сталкиваются два носителя активности — субъект преподавания и субъект учения.

Тогда сразу же встает вопрос о том как, каким образом могут взаимодействовать внутри процесса учения два субъекта, два носителя активности — субъект учения и субъект преподавания? Что или кто при реализации дидактической функции преподавания служит объектом активности преподавателя, объектом преподавания, и что является объектом активности обучающегося?

Что касается объекта учения, объекта активности обучающегося при реализации учебной функции, то это элементы накопленного человечеством объективного, социально значимого опыта — эмпирические, теоретические и практические сведения, предъявляемые субъекту учения в виде учебной информации.

Что же касается субъекта учения, то он принципиально не может стать объектом преподавания в учении, так как это будет противоречить самой концепции учения, фундаментальному принципу дидактики. И в то же время мы не можем лишить преподавателя возможности выполнения его ведущей функции — дидактической. Это очевидным образом приведет к нарушению нормального, полнофункционального содействия преподавания процессу учения, что негативно скажется на качестве процесса обучения.

Выйти из создавшегося противоречивого положения, конструктивно разрешить противоречие между двумя субъектами обучения, развести, «дистанцировать» их деятельность на этапе учения, в любой природосообразной образовательной системе, возможно и принципиально необходимо путем реализации дидактической функции преподавания косвенно, опосредованно через целенаправленное формирующее воздействие преподавателя не на субъект, а на объект учения — средства обучения. В результате объектом преподавания становится объект учения.

При этом удается разрешить очень важную психологическую проблему человеческого общения — «размытые», нечеткие субъект-субъектные отношения преподавателя и обучающихся в условиях их прямого взаимодействия в процессе учения в условиях, например, очной формы обучения можно преобразовать в два четких, достаточно легко контролируемых субъект-объектных отношения — субъекта преподавания, создающего дидактические средства обучения, информационно-образовательную среду обучения (ИОС), объект преподавания, и субъекта учения, самостоятельно работающего с этими средствами, ИОС обучения, объектом учения.

Причем речь идет только о дидактических средствах обучения — материальных носителях: бумажных, на которых в некоторых случаях присутствует письменный перевод, магнитных, лазерных и т.п. учебной информации, специально подготовленных преподавателем для обучения.

Речь преподавателя, как вербальная форма предъявления учебной информации в условиях массового профессионального образования, по своим дидактическим характеристикам обеспечивает для подавляющего большинства субъектов учения уровень информационного восприятия, а потому малоэффективна.

Объектом преподавания при реализации дидактической функции преподавания должны быть дидактические средства обучения, через которые субъект преподавания опосредованно может и должен содействовать эффективному учению.

Это принципиально важное положение позволяет определить истинные роль и место дидактических средств в обучении.

Дидактические средства обучения (книги, учебники, учебные пособия, автоматизированные системы обучения и т.п.), составляющие ИОС, представляют собой единственно приемлемое и возможное, главное средство-посредник для реализации дидактической функции преподавания, для обеспечения природосообразного, непротиворечивого, полнофункционального, а, следовательно, эффективного процесса обучения.

В этом смысле важнейшая роль преподавателя в реализации дидактической функции преподавания — создание дидактических средств обучения, создание информационно-образовательной среды обучения (ИОС) и оказание консультационных услуг на этапе учения.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru