Контрольно-коррекционная функция преподавания
Принцип «дистанционности» обучения, на этапе собственно учения, принцип запрета на прямое вмешательство преподавателя в сам процесс учения, сформулированный в модели учения, инвариантны для любой образовательной системы, для любой формы обучения и определяют основу природосообразного, личностно-ориентированного учения.
Преподаватель может и должен содействовать эффективному учению только опосредованно, через созданную им информационно-образовательную среду обучения, и, если есть техническая возможность, оказывать прямые или отложенные, асинхронные, off-line консультационные услуги по инициативе субъекта учения.
Но даже в условиях выполнения сформулированных выше требований, естественных, например, для студентов заочной формы обучения, живущих далеко от образовательного учреждения, эффективность обучения большинства из этих студентов остается низкой.
«Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», принятое Постановлением Правительства российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264, устанавливает: «Высшее учебное заведение оценивает качество освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников».
Поэтому в структурной схеме обучения любой образовательной системы должен быть предусмотрен постоянный мониторинг учения, и если потребуется, необходим четкий перевод документов в течение семестра, многоуровневый, распределенный, текущий контроль учения путем выполнения соответствующих контрольных мероприятий, включающий:
- входную диагностику уровня остаточных знаний по сервисным дисциплинам;
- текущий контроль качества обучения на репродуктивном уровне обучения на узнавание, либо по усвоенным алгоритмам действий;
- рубежный текущий контроль качества обучения на продуктивном уровне обучения с получением новых для обучающегося знаний на базе уже имеющихся, репродуктивных;
- текущая аттестация и итоговый текущий контроль уровня и качества обучения в течение определенного периода учебного времени (семестра).
Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в виде экзаменационных сессий, защит курсовых и дипломных работ и проектов.
При этом текущий контроль учения должен планироваться и осуществляться в условиях достижения определенного уровня и качества обучения на каждом контрольном мероприятии текущего контроля, планируемого в соответствии с графиком учебного процесса, за счет выполнения, при необходимости, многократного коррекционного учения.
|