28.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Модели обучения

Природосообразные, эффективные методы и модели взаимодействия учения и преподавания в процессе обучения могут быть выявлены путем анализа совокупности характеризующих модель обучения параметров.

В своем анализе мы будем руководствоваться следующими соглашениями и допущениями.

  • Во-первых, учение — ведущая деятельность в обучении и образовательном процессе, а потому учение будет являться отправной точкой для выявления природосообразных, эффективных моделей учения и обучения.
  • Во-вторых, в своем анализе мы будем опираться на бинарную логическую структуру моделей учения и обучения, а так же  на метод экспертных оценок, признающий в качестве жизнеспособных только модели природосообразные и эффективные. В любом другом случае логическая структура будет прерываться знаком запрета.
  • В-третьих, в своем анализе мы будем пользоваться упрощенной моделью обучения с ограниченным числом определенных нами существенных параметров.

1. Содействие учению — наличие или отсутствие внешнего содействия учению со стороны преподавателя.

2. По этому параметру методы делятся на природосообразное учение — самоучение и обучение, состоящее из учения и преподавания.

3. Приоритет в обучении

В случае приоритета учения перед преподаванием обучение является природосо-образным и тогда это самообучение. Если же наличествует приоритет преподавания перед учением, то и обучение становится природонесообразным. Это — авторитарное обучение.

4. Предъявление содержания учения — опосредованное или непосредственное.

В первом случае при массовом, поточно-групповом, нераздельном обучении адаптированные, особым образом структурированные и написанные дидактические средства обучения (ИОС) гарантируют каждому субъекту учения индивидуализацию и мыслительный тип учения.

В случае непосредственного, вербального предъявления содержания учения результат учения не превысит для большинства обучающихся уровня информационного восприятия.

5. Управление учением — самоуправление или внешнее управление учением.

Самоуправление учением — это свойство природосообразного, личностно-ориентированного учения, возможность субъекта учения перемещаться по содержанию учения в любом направлении, самому выбирать последовательность изучения учебного материала, траекторию и темп учения и т.п. Например, книге, как средству учения, внутренне присуще (имманентно) самоуправление учением, чего не скажешь об автоматизи-рованных системах обучения, которые надо сознательно проектировать с самоуправляемостью учением.

Внешнее управление учением — природонесообразно, а потому неэффективно. Можно и нужно оказать содействие учению, предложив, например, ту или иную траекторию изучения учебного материала, но выбор должен быть всегда сохранен за субъектом учения.

6. Тип учения — мыслительный или информационный.

Очевидно, что качество учения, инвариант его эффективности, фундаментализация связаны с мыслительным типом процесса учения. Информационный же тип учения, информационное восприятие учебного материала весьма важно на подготовительном к учению этапе, для ориентировки в содержании учения и мотивации активности в учении.

7. Количество обучающихся.

Либо метод гарантирует для любого количества обучающихся (инвариант) все относящиеся к этому методу параметры учения при массовом обучении, либо эти гарантии действуют только для строго индивидуального обучения (один).

8. Внешний текущий контроль и коррекция.

Ранее достаточно подробно рассматривалась роль текущего контроля и обязательной после него коррекции результатов учения — цикла коррекционного учения — для обеспечения мониторинга учения и достижения планируемого уровня и качества учения. Тем не менее, в этом сочетании текущего контроля и коррекции рассматриваются два принципиально разных варианта — распределенного и итогового внешнего, текущего контроля и коррекции.

В первом случае осуществляется мониторинг учения в течение всего периода уче-ния, т.е. контролируется и сам процесс учения, и его результат, а во-втором — фактически только результат.

Проведенный анализ параметров природосообразной, непротиворечивой, полнофункциональной и эффективной модели обучения позволил определить пять основных природосообразных и эффективных методов и основанных на них моделей учения и обучения, которые могли бы стать ведущими, определяющими для той или иной дидактической системы профессионального обучения: самоучение, авторитарное обучение, самообучение, интерактивное самообучение, диалогическое самообучение.

Самоучение — метод и модель учения, в которой учебная деятельность обучающегося (СРС) никем, кроме самого обучающегося, не обусловлена, не контролируется и ничем не регламентируется.

Авторитарное обучение — метод и модель обучения, в которой главной ведущей является формирующая деятельность субъекта преподавания, а ведомой, пассивной — собственная учебная деятельность субъектов учения.

Авторитарная модель обучения природонесообразна с точки зрения эффективности обучения. Предназначение авторитарного обучения, его дидактическое поле — информационно-мотивационное воздействие на обучающихся для их предварительной ориентировки в целях и содержании предстоящего обучения, пробуждения интереса к изучаемой дисциплине, профессии, знаниям, мотивации к учению.

Типичным примером с реализации модели авторитарного обучения является лекционное занятие — эффективное средство информационно-мотивационного воздействия, «запуска» последующей активности студентов в их главной, ведущей деятельности — в учении, в их собственной, самостоятельной, самоуправляемой учебной работе.

Самообучение — метод и модель обучения, в котором собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность студента является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя — содействующей, способствующей (или мешающей!) эффективному учению.

Природосообразное, личностно-ориентированное, мыслительного типа учение для большинства обучающихся возможно только в условиях самообучения.

Из-за высоких требований к уровню развития познавательной и эмоционально-волевой сфер эффективность самообучения для большинства обучающихся довольно низкая и соответствует эффективности традиционной заочной формы обучения.

Интерактивное самообучение — метод и модель самообучения, в которой реализуется постоянный мониторинг учения, целенаправленный распределенный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и обучающегося в течение всего процесса обучения.

Диалогическое самообучение — метод и модель самообучения, основанная на прямом, строго индивидуальном, двухстороннем взаимодействии преподавателя и студента.

Это частный случай индивидуального обучения, но с обязательным приоритетом учения перед преподаванием (консультации, репетиторство). Реальный образовательный процесс, на наш взгляд, является интегративным, состоящим из различных методов и моделей обучения, природосообразных и эффективных для выполнения определенных видов образовательной деятельности и занимающих свои, определенные дидактические поля.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru