Модели обучения
Природосообразные, эффективные методы и модели взаимодействия учения и преподавания в процессе обучения могут быть выявлены путем анализа совокупности характеризующих модель обучения параметров.
В своем анализе мы будем руководствоваться следующими соглашениями и допущениями.
- Во-первых, учение — ведущая деятельность в обучении и образовательном процессе, а потому учение будет являться отправной точкой для выявления природосообразных, эффективных моделей учения и обучения.
- Во-вторых, в своем анализе мы будем опираться на бинарную логическую структуру моделей учения и обучения, а так же на метод экспертных оценок, признающий в качестве жизнеспособных только модели природосообразные и эффективные. В любом другом случае логическая структура будет прерываться знаком запрета.
- В-третьих, в своем анализе мы будем пользоваться упрощенной моделью обучения с ограниченным числом определенных нами существенных параметров.
1. Содействие учению — наличие или отсутствие внешнего содействия учению со стороны преподавателя.
2. По этому параметру методы делятся на природосообразное учение — самоучение и обучение, состоящее из учения и преподавания.
3. Приоритет в обучении
В случае приоритета учения перед преподаванием обучение является природосо-образным и тогда это самообучение. Если же наличествует приоритет преподавания перед учением, то и обучение становится природонесообразным. Это — авторитарное обучение.
4. Предъявление содержания учения — опосредованное или непосредственное.
В первом случае при массовом, поточно-групповом, нераздельном обучении адаптированные, особым образом структурированные и написанные дидактические средства обучения (ИОС) гарантируют каждому субъекту учения индивидуализацию и мыслительный тип учения.
В случае непосредственного, вербального предъявления содержания учения результат учения не превысит для большинства обучающихся уровня информационного восприятия.
5. Управление учением — самоуправление или внешнее управление учением.
Самоуправление учением — это свойство природосообразного, личностно-ориентированного учения, возможность субъекта учения перемещаться по содержанию учения в любом направлении, самому выбирать последовательность изучения учебного материала, траекторию и темп учения и т.п. Например, книге, как средству учения, внутренне присуще (имманентно) самоуправление учением, чего не скажешь об автоматизи-рованных системах обучения, которые надо сознательно проектировать с самоуправляемостью учением.
Внешнее управление учением — природонесообразно, а потому неэффективно. Можно и нужно оказать содействие учению, предложив, например, ту или иную траекторию изучения учебного материала, но выбор должен быть всегда сохранен за субъектом учения.
6. Тип учения — мыслительный или информационный.
Очевидно, что качество учения, инвариант его эффективности, фундаментализация связаны с мыслительным типом процесса учения.
Информационный же тип учения, информационное восприятие учебного материала весьма важно на подготовительном к учению этапе, для ориентировки в содержании учения и мотивации активности в учении.
7. Количество обучающихся.
Либо метод гарантирует для любого количества обучающихся (инвариант) все относящиеся к этому методу параметры учения при массовом обучении, либо эти гарантии действуют только для строго индивидуального обучения (один).
8. Внешний текущий контроль и коррекция.
Ранее достаточно подробно рассматривалась роль текущего контроля и обязательной после него коррекции результатов учения — цикла коррекционного учения — для обеспечения мониторинга учения и достижения планируемого уровня и качества учения. Тем не менее, в этом сочетании текущего контроля и коррекции рассматриваются два принципиально разных варианта — распределенного и итогового внешнего, текущего контроля и коррекции.
В первом случае осуществляется мониторинг учения в течение всего периода уче-ния, т.е. контролируется и сам процесс учения, и его результат, а во-втором — фактически только результат.
Проведенный анализ параметров природосообразной, непротиворечивой, полнофункциональной и эффективной модели обучения позволил определить пять основных природосообразных и эффективных методов и основанных на них моделей учения и обучения, которые могли бы стать ведущими, определяющими для той или иной дидактической системы профессионального обучения: самоучение, авторитарное обучение, самообучение, интерактивное самообучение, диалогическое самообучение.
Самоучение — метод и модель учения, в которой учебная деятельность обучающегося (СРС) никем, кроме самого обучающегося, не обусловлена, не контролируется и ничем не регламентируется.
Авторитарное обучение — метод и модель обучения, в которой главной ведущей является формирующая деятельность субъекта преподавания, а ведомой, пассивной — собственная учебная деятельность субъектов учения.
Авторитарная модель обучения природонесообразна с точки зрения эффективности обучения. Предназначение авторитарного обучения, его дидактическое поле — информационно-мотивационное воздействие на обучающихся для их предварительной ориентировки в целях и содержании предстоящего обучения, пробуждения интереса к изучаемой дисциплине, профессии, знаниям, мотивации к учению.
Типичным примером с реализации модели авторитарного обучения является лекционное занятие — эффективное средство информационно-мотивационного воздействия, «запуска» последующей активности студентов в их главной, ведущей деятельности — в учении, в их собственной, самостоятельной, самоуправляемой учебной работе.
Самообучение — метод и модель обучения, в котором собственная, самостоятельная, самоуправляемая учебная деятельность студента является главной, ведущей, а формирующая деятельность преподавателя — содействующей, способствующей (или мешающей!) эффективному учению.
Природосообразное, личностно-ориентированное, мыслительного типа учение для большинства обучающихся возможно только в условиях самообучения.
Из-за высоких требований к уровню развития познавательной и эмоционально-волевой сфер эффективность самообучения для большинства обучающихся довольно низкая и соответствует эффективности традиционной заочной формы обучения.
Интерактивное самообучение — метод и модель самообучения, в которой реализуется постоянный мониторинг учения, целенаправленный распределенный текущий контроль и взаимодействие (интерактивность) преподавателя и обучающегося в течение всего процесса обучения.
Диалогическое самообучение — метод и модель самообучения, основанная на прямом, строго индивидуальном, двухстороннем взаимодействии преподавателя и студента.
Это частный случай индивидуального обучения, но с обязательным приоритетом учения перед преподаванием (консультации, репетиторство). Реальный образовательный процесс, на наш взгляд, является интегративным, состоящим из различных методов и моделей обучения, природосообразных и эффективных для выполнения определенных видов образовательной деятельности и занимающих свои, определенные дидактические поля.
|