Главная
20.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии
войлок гост 11025 3мм

Развитие креативного мышления учащихся в процессе обучения

Развитие креативного мышления учащихся в процессе обучения Основополагающие документы, принятые за последние годы правительством нашего суверенного государства в области народного образования, направлены на дальнейшее развитие демократизации и гуманизации процесса обучения и воспитания.

Это предполагает формирование духовных потребностей человека, обеспечение высокого уровня интеллектуального, эмоционального и волевого развития личности.

«Утверждение в обществе высоких ценностей, формирование национальной идеологии, воспитание молодежи в духе уважения к богатому культурному наследию, историческим традициям являются определяющими факторами во всех реформах, осуществляемых в нашей стране, отмечает в этой связи Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что личность с нормальным и высоким коэффициентом интеллекта, но не обладающая высоким уровнем креативности, редко достигает большого успеха даже при полном владении управленческими и профессиональными технологиями.

Поэтому на сегодняшний день остро встает вопрос развития креативного мышления у подрастающего поколения. Без осознания законов дидактического воздействия на личность, без развития творческой мысли, полного  восприятия мира трудно воспитать гармонично развитую личность.

В получении новых знаний и умений, их восприятии особое место занимает проблема развития креативного мышления учащихся.

Проблема развития умственных способностей личности достаточно широко разработана видными учеными психологами, социологами (И.А.Зимняя, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, И.С.Кон, Э.Гозиев, Г.Шоумаров, М.Г.Давлетшин).

Однако вопрос развития креативного мышления учащихся подросткового возраста в процессе обучения гуманитарным дисциплинам не являлся предметом специального исследования в отечественной педагогике.

Подлинныйпознавательный процесс на любом erо этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. «Следовательно, - заключает Джон Бин, -сложность обучения креативному мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих нас проблем.

 

Креативное мышление- психологически очень сложный процесс, в который включаются восприятие материала, его осмысление, запоминание, анализ и синтез, и то овладение им, которое дает возможность свободно пользоваться полученными знаниями в различных ситуациях, по-разному ими оперируя, выдвигая оригинальные нестандартные решения и т.д.

Близкая к нашему определению креативного мышления трактовка предложена Дж. Брунером. Он рассматривает развитие креативного мышления как три одновременно протекающих процесса: получение новой информации; преобразование( трансформация), приспособление информации к решению задач и проверка, контроль, оценка.

В процессе изучения гуманитарных дисциплин, осуществляется коммуникация, носящая идейно-эстетический характер. Учебный материал на уроках истории, правоведения, русской литературы и т.д. можно охарактеризовать с позиций речеразвивающего подхода как речь обращенную, представляющую своеобразную сферу сложной коммуникации учителя и учащихся.

Однако сам учебный материал ещё не может обеспечить креативное мышление учащихся в нужной системе, для осуществления которой необходимы определенные педагогические условия, а именно:

а) тщательный отбор и оптимальная дозировка материала на урок или внеклассное занятие;

б) личностная значимость предметного содержания деятельности ученика;

в) исходный тип мотивационной структуры;

г) специфика учебного предмета и вид учебного задания.

В плане нашего исследования к отбору учебного материала мы подходили с позиций учета специфики изучаемой дисциплины, возможности диагностирования и прогнозирования методической целесообразности усвоения заданий, имея в виду и выход в речевую практику. На первом этапе формирования критического мышления учащихся логично было обратиться к обучающему методу Инсерт, т.е. в процессе работы над текстом при помощи данного метода создаются особенно благоприятные условия развития креативного мышления. Так, при изучении темы «Наука и культура в первой половине Х1Х века» на уроках Всемирной истории в 8-м классе учащимся были предложены тексты с дополнительной информацией, раскрывающей сущность развития науки и техники, возможность использования их достижений в промышленности. При помощи метода Инсерт требовалось выделить:

а) информацию, с которой учащиеся уже были знакомы и на полях текста проставить пометки;

б) сведения, которые оказались  новыми, неизведанными, выделить знаком;

в) понятия, которые требуют пояснения, дополнительной информации;

г)  факты, которые требуется запомнить, выделить знаком;

Такая работа дала возможность учащимся более глубоко проникнуть в содержание учебного материала, аналитически размышлять, делать собственные выводы, отслеживать собственное понимание читаемой информации и развивать навык активного, вдумчивого чтения, увязывать ранее известный материал с новым и стимулировала интерес для дальнейшего изучения темы. Учащиеся сделали собственные выводы о том, что успехи, достигнутые в области математики, физики, химии И. Ньютоном, Г. Лейбницем, М. Ломоносовым, А. Лавуазье, Д. Джоулем, Р. Майерем, Д. Менделевым , А. Левенгукком, Э. Дженнером, Ч. Дарвином дали толчок развитию физики, химии, биологии, геологии и астрономии. Новые идеи и передовые чаяния нашли отражение в творчестве выдающихся писателей П. Бомарше, Ф. Шиллера, Дж. Свифта, И. Гете, А.  Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, Н. Некрасова. Промышленный переворот, начавшийся в Англии в конце ХVIII в., распространился во Франции, а в 30-40-х годах и в других странах Западной Европы и США. Хорошо поставленное производство прядильно-ткацких товаров в конце ХVIII века послужило причиной изобретения хлопкоочистительных машин, отделявших волокна от семян хлопчатника.

Индивидуальное чтение с использованием пометок «Инсерт» послужило также систематизированию информации, полученной учащимися на предыдущих уроках: в 8-м классе- на уроках Основы государства и права Республики Узбекистан по темам «Национальная государственность и право в IХ-ХIII вв.», «Представители научного суфизма», « Узбекистан на пути создания гражданского общества и построение правового государства»; на уроках Литературы: при изучении произведений «Больная» Абдуллы Каххара, «Материнское поле», «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «Сельские жители» В. Шукшина», «Маленький принц» Антуана де Сент Экзюпери. Критерии оценки выполняемых учащимися заданий были определены с учетом структурно - содержательных особенностей разработанной системы.

Соответственно формировались тесты и задания аналитического, синтетического характера.

Так, с целью выявления креативности мышления учащимся предлагалось провести следующие наблюдения:

1. Задания, направленные на формирование умений формулировать категории для сравнения.

А. Как, по мнению Чингиза Айтматова, формируется личность писателя? Какими качествами он должен обладать? Что определяет направленность произведений писателя?

 Б. Какие черты отличают истинно художественное произведение независимо от его жанра?

В. Какой смысл вкладывает писатель в следующие слова-раздумья главной героини повести Материнское поле» Толгонай? В чем бессмертие человека?

«Много раз за свою жизнь приходилось есть первый кусок мне, совершая святой обряд.

Хлеб этот, хотя и темного цвета и немного клейкий. Словно бы испеченный из жидкого теста, но ни с чем не сравним его сладковатый привкус и необыкновенный дух: пахнет он солнцем, молодой соломой, дымом.

Это был народный хлеб тех, кто вырастил его, кто сидел в этот час рядом с сыном моим на полевом стане. . .»

2. Задания, направленные на установление адекватности восприятия учебного материала.

А. Мать и война. . . Какие общечеловеческие проблемы поднимает Чингиз Айтматов в диалогах матери и земли, поля в повести «Материнское поле»?

«В юности впервые Толгонай обращается к земле с человеческой речью: Земля, ты держишь всех нас на своей груди, если ты не дашь нам счастья, то зачем тебе быть землей, а нам рождаться на свет? Мы твои дети, земля, дай нам счастья, сделай нас счастливыми!

Но вот через много лет мать, потерявшая сына и мужа, снова обращается к родной земле: Скажи мне, мать-земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны? И земля отвечает ей: Всякий раз, когда люди затевали войны, я говорила им: «Остановитесь, не проливайте кровь! Я и сейчас повторяю: Эй, люди за горами, за морями! Эй, люди, живущие на белом свете, что вам нужно-земли? Вот я-Земля! Я для всех вас одинакова, вы все для меня равны. Не нужны мне ваши раздоры, мне нужна ваша дружба, ваш труд!

Тот же мотив звучит и в словах Толгонай: Если бы люди во всем мире всегда так ждали, охваченные одним чувством, всегда так любили своих сыновей, братьев, отцов и мужей, как мы их ждали и любили, то на земле, может быть не было бы войны. . .

3. Задания, направленные на «опосредования», т.е раскрытие все более существенных объективных связей и отношений.

А. Какова, по мнению Ч. Айтматова, роль языка в жизни человека, общества? Почему в наше время нужно стремиться к овладению несколькими языками?

4. Задания, направленные на самостоятельно формируемые критерии, собственные программы, новые сочетания средств.

А. Прочитайте всю повесть Ч. Айтматова «Материнское поле». Напишите отзыв о ней.

Б. Составьте двучастный дневник  по повести «Материнское поле». Выпишите наиболее понравившиеся вам цитаты.

Представим здесь обобщенную характеристику выполнения заданий 1 группы учащимися эксериментальных и контрольных классов.

Выполняя задания 1А, учащиеся контрольных классов подчеркнули, что писатель должен от природы обладать способностью художественно мыслить, но формирование его таланта, его личности связано с определенной общественной средой, с духовным опытом, культурными традициями данной среды, с её мировоззрением и политическими устройством. Отсюда вытекает направленность творчества писателя. Это не вызвало особых затруднений, т.е. ответ на задание содержался в учебном материале. Учащиеся же экспериментальных классов оказались более «смышлеными» и «зоркими». Они, проанализировав текст, делая пометки «Инсерт, пришли к выводу:» Никто не становится писателем сам по себе, опыт предшественников входит в творческий мир художника задолго до того, как он сознает в себе какие-то литературные наклонности.»

Писатель должен обладать прежде всего большим художническим даром: нужно уметь увидеть невидимые краски и движения жизни, слушать сердцем ее нежнейшие голоса и песни и уметь поделиться всем этим с людьми. У Чингиза Айтматова в груди бьется сердце-сердце жизнелюба, поэта и творца».

 Задание 1Б довольно успешно выполнили учащиеся обеих групп, но ответы учащихся экспериментальных классов были более полные и развернутые. Сравним ответы учащихся:

 

В контрольных классах

В экспериментальных классах

По-настоящему захватыва-

ет и трогает читателя          

«доходят до человеческой души и      безмерно возвышают её».

Оно несет в себе общечеловеческие идеалы

Оно пронизано неповторимом духом народа: светится его красками, звучит его голосами

Потрясает психологической правдой

Утверждает гуманность в высшем её проявлении

В повести рассказывается о самых дорогих для людей переживания и делах, близких и понятных всем людям, они волнуют и занимают людей,

Неповторимо яркое, искреннее и взволнованное повествование о простых людях, жизненных событиях, которые раскрываются в сильных, впечатляющих образах, в чувствах, страстях, раздумьях и делах – и поэтому по настоящему волнуют читателя.

-

Заставляет читателя размышлять о «болевых точках» на земле.

Анализ ответов учащихся показывает более развитое креативное мышление учащихся экспериментальной группы и усиленное внимание к учебному материалу.

Умение наблюдать и анализировать текст по ходу чтения обнаружили учащиеся экспериментальных классов и при выполнении задания 1В. Они не только показали умение вдумчивого чтения, адекватного усвоения  текста, но и сумели раскрыть все более существенные объективные связи и отношения, самостоятельно формулировали отдельные критерии.

Отрадно было отметить, что ученики, выполняя задание, не формально отыскивали слова-характеристики, но в естественной речевой ситуации сделали правильный вывод нравственного характера: Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корней. Нет материнской судьбы без народной судьбы. Что бы мать ни переживала, как бы круто жизнь ни обошлась с ней,она не отрекается от своей веры и надежды на будущее. Народ жив, потому и жива мать.

При выполнении заданий 4А затруднение испытали учащиеся обеих групп. Преимущество учащихся экспериментальных классов состояло в том, что они уже сталкивались с заданиями, направленными на самостоятельно формируемые критерии, собственные программы, новые сочетания средств. Поэтому они успешно составили двучастный дневник  по повести «Материнское поле», выписав в дневник понравившиеся цитаты из повести.

Таким образом, креативное мышление определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях, при решении практических и теоретических задач, т.е., эти знания используются в форме умения и на их основе решаются новые, оригинальные задачи.

Автор: Д.Муродова

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru