Грамматические навыки
Основной целью обучения грамматике является развитие навыков и умений грамматически правильной речи: «... в обучении грамматике главная трудность – овладение способами изменять формы слов и сочетать слова в предложении, т.е. усвоение своеобразных действий (навыков)».
В содержание обучения грамматическому материалу входит следующее:
- Усвоение грамматических форм, частей речи, их семантики и функций.
- Значение правил употребления этих форм в зависимости от ситуации общения и контекста.
- Развитие умений и навыков в употреблении грамматического материала в устных и письменных высказываниях, в частности развитие следующих навыков:
- выбор структуры типового предложения, адекватной замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;
- оформление говорящим отобранных слов для заполнения типового предложения соответственно нормам изучаемого языка;
- выбор служебных слов и правильное сочетание их со знаменательными словами.
Грамматическим навыком является способность автоматизировано вызывать из долговременной памяти грамматические средства, необходимые для речевого общения. Существуют речевой и языковой грамматические навыки.
Речевой грамматический навык – это автоматизированное употребление грамматических явлений на основе грамматического чувства.
Языковой грамматический навык – это операционные навыки, образование отдельных грамматических форм и структур, причем по правилам и вне условий речевой коммуникации.
Ребенок, обучаясь родной речи, овладевает речевым навыком задолго до того, как он овладевает языковыми навыками, которые придут к нему только в школе в результате выполнения многочисленных грамматических упражнений. Человек, который никогда не учился грамоте РЯ так и не приобретет языковых навыков, и его речь останется грамматически несовершенной.
Для языкового грамматического навыка характерны: дискурсивность, некоммуникативность и неситуативность. Для речевого грамматического навыка характерны: дискретность (прерывность) коммуникативность и ситуативность.
Обобщенно под речевым грамматическим навыком понимается автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности => различают продуктивный и рецептивный грамматические навыки.
Продуктивный грамматический навык – это способность говорящего выбрать модель адекватную речевой задачи и оформить ее соответственно нормам языка. Речевой задачей является речевое намерение что-либо сообщить, убедить и т.п.
Рецептивный грамматический навык – это способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы и соотносить их с определенным значением.
В своем формировании и развитии грамматический навык проходит ряд стадий:
- восприятие модели, её имитация (действие по аналогии);
- подстановка (воспроизведение на основе аналогии);
- трансформация;
- репродукция (изолированное и самостоятельное употребление усвоенной модели);
- комбинирование (перенос с модели на модель).
|