Основные методы исследования в методике как науке
Метод – система принципов, правил, приемов и требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Метод включает в себя 3 аспекта:
- предметно-содержательный;
- операциональный;
- аксиологический.
Существуют 4 группы методов:
- специальные, которые применяются только в рамках отдельных наук и основываются на специальных основах и теориях.
- общенаучные, которые основываются на общеметодологических законах познания.
- универсальные, которые основываются на общефилософских закономерностях понимания действительности (например, принцип диалектической противоречивости).
- теоретические и практические методы.
Теоретические методы исследования:
Анализ = разложение на составные части. Различают: анализ литературных источников (как правило, ретроспективный) и анализ нормативных документов, таких как УП, образовательные стандарты, программы. В большинстве случаев анализ предшествует синтезу или обобщению.
Моделирование используется для схематического изображения исследуемых систем. Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала и способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об объекте. Можно смоделировать педагогическую систему, ситуацию общения, речевые образцы.
Обобщение данных
Практические методы исследования:
Опросные методы (беседы, интервью, анкетирование) – эти методы часто используются для предварительных заключений при постановке гипотезы исследования.
Наблюдение должно быть направленным и фиксированным.
Тестирование используется, как правило, для диагностики уровня владения ИЯ (до, в течении и после изучения).
Пробное обучение построено в основном на эрудиции и педагогической интуиции учителя. Проверяется первичная рабочая гипотеза исследователя.
Опытное обучение основано на проведении массового обучения.
Эксперимент
Методический эксперимент – это организованная для решения методической задачи совместная деятельность испытуемых и исследователей, неотъемлемыми признаками которой являются:
- точная организованность во времени;
- наличие предварительно сформулированных гипотез;
- план и организованная структура;
- возможность изолированного учета методического воздействия исследуемого факта;
- измерение исходного и заключительного состояния знаний.
Категории бывают первичными, вторичными и третичными.
Структура эксперимента состоит из 3 блоков:
- до-экспериментальная дедуктивная экспер часть: на этом этапе формируется гипотеза, обосновывается структруа, методика эксперимента.
- экспериментально-теоретическая часть: решается вопрос о достоверности эксперимента, проведение эксперимента и описание его хода, изложение и анализ итоговых данных, интеграция процесса эксперимента, синтез результата и данных о процессе, решение проблемы.
- формулирование теорий по теме исследования: обобщение теоретических выводов, определение их значения, изложение системы практических рекомендаций.
Классификации МЭ:
- по соотнесению с фазами исследований:
- диагностический
- разведывательный
- основной
- по количеству предоставляемых гипотез:
- вертикальный (сравнивается уровень знаний одних и тех же испытуемых в разные временные рамки)
- горизонтальный (сравниваются взаимоисключающие гипотезы в разных группах испытуемых)
- смешанный
- по степени приближенности к естественному процессу обучения:
- искусственный
- естественный
- по степени предопределяемости:
- открытый
- закрытый
|