Содержание обучения чтению - требования к текстам
Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие и осмысление письменной речи.
Мотивом чтения как деятельности является общение, а цель чтения — извлечение информации.
Как и всякая речевая деятельность, чтение зависит от развития навыков и умений. Научиться читать — это значит овладеть навыком и умением связывать зрительные графические образы со слухомоторными, т. е. соотносить буквы и буквосочетания со звуками, а также зрительные и звукомоторные образы слов с их значением. Овладение чтением предполагает также умение различать связи слов в предложении. От этих умений зависит беглость чтения и понимания читаемого, что при чтении вслух выражается в интонации.
Чтение как процесс общения связан с необходимостью владеть: 1) графической системой языка и 2) приемами извлечения информации. По тому в процессе чтения выделяются два «...основных взаимосвязанных отличительных признака: а) процесс восприятия напечатанного или написанного текста и б) процесс осмысления читаемого. Отсюда вытекает необходимость обучать двум сторонам чтения: технической (овладение графической системой) и смысловой (овладение умением понимать читаемое).
Чтобы овладеть механизмами чтения, учащийся должен осознать связи между звуковой стороной слова и способом его изображения, иначе говоря, он должен научиться правильно соотносить звуки и буквы. Главная задача начальной ступени — овладение графической системой французского языка (знание букв алфавита) и усвоение соответствий между звуком и буквой. Другими словами, учащийся должен научиться связывать читаемый текст со слуховыми ощущениями и воспроизвести этот текст в звуковой форме при чтении вслух. При чтении про себя происходит внутреннее проговаривание => основное в овладении техникой чтения – это овладение соотношением графических знаков и соответственных звуков.
Обучение технике чтения имеет целью создание навыков соотносить буквы со звуками.
При чтении текста возникают проблемы интонации и темпа чтения. В 9 – 10-х классах требуется читать со скоростью 1300 печатных знаков за один академический час.
Общая цель чтения в школе — извлечение и понимание информации, выраженной главным образом эксплицитно. Однако в старших классах возможно понимание информации, вытекающей из всего сообщения и прямо не выраженной автором. Что значит понять текст?
При чтении текста, трактующего известные явления и построенного на полностью знакомом материале, возможно непосредственное понимание (без развернутых умственных операций). Мыслительные операции имеют свернутую сокращенную форму. В силу этого восприятие, узнавание материала и выделение смысловых вех и синтаксических связей сливаются в единый по времени процесс и образуют единое целое, которое можно назвать деятельность по реализации семантического синтеза.
Чтение текста, не содержащего трудностей, характеризуется непосредственным пониманием.
В ряде случаев текст содержит трудности, препятствующие непосредственному пониманию. Такой текст понимается опосредованно (это может происходить при чтении на родном языке). Опосредованное понимание представляет собой развернутый процесс, во время которого происходит переосмысление содержания => в школе необходимо обучать двум видам чтения: 1) чтению с непосредственным пониманием и 2) чтению с опосредованным пониманием.
В 4 – 6-х классах учащиеся усваивают приемы ознакомительного чтения; в 7 – 8-х они знакомятся с приемами изучающего чтения, продолжая развивать умения ознакомительного чтения, а в 9 – 10-х изучают приемы просмотрового чтения, совершенствуя умения ознакомительного и изучающего чтения.
С точки зрения формы реализации различают чтение вслух и про себя. Чтение про себя – наиболее распространенная форма чтения при работе над книгой; естественно, что ей отводится большое место в обучении языку. Однако следует пользоваться и другой формой – чтением вслух, главным образом при работе над адаптированным текстом из художественной литературы.
|