Главная arrow Особенности обучения
26.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Особенности процесса обучения иностранному языку

В общеобразовательной школе различают три ступени обучения.

1) начальную (4 – 5);
2) среднюю (6 – 8);
3) старшую (9 – 11).
На начальной ступени обучения наиболее успешно развиваются речевые способности.
Психолого-физиологические факторы: психологи обосновывают возможность введения ОИЯ природной расположенности детей к языкам. В этот период дети очень любознательны, они обладают большой способностью к имитации звуков. В этом возрасте образное мышление преобладает над логическим. Преимущество раннего возраста – сильная игровая мотивация.


Антропологические факторы: в этот период школьники приобретают жизненный опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит социализация его личности. Изучения ИЯ позволяет школьникам рано приспособиться и приобщиться к культурному многообразию окружающего мира. Это снимает проблему при общении с представителями других культур.


Педагогические факторы заключаются в том, что ребенок, изучающий ИЯ, лучше ориентируется в динамично изменяющемся окружающем мире.
Методике обучения иностранным языкам на начальном этапе уделяется большое внимание, т.к. необходимо с первого года обучения заложить основы речевой деятельности на изучаемом языке, что во многом определит успеваемость в следующих классах.
Поскольку программа ставит перед учащимися 2 цели обучения – овладение устной речью и чтением, - возникают следующие вопросы: обучать ли устной речи, чтению и письму (а следовательно, и произношению) параллельно и во взаимосвязи или же раздельно и последовательно, идя от устной речи к чтению или же от чтения к устной речи?


Путь одновременного параллельного обучения устной речи, чтению и письму, так же как и раздельное обучение, предусматривает необходимость развивать навыки устной речи. Однако при одновременном обучении внимание учащихся будет направлено на начальном этапе не на одну цель, а это может помешать упрочнению временных нервных связей. Кроме того, перед учащимися возникает сразу несколько трудностей, что противоречит требованиям дидактики о постепенном переходе от легкого к трудному.


Все это говорит в пользу раздельного, последовательного обучения по пути от устной речи к чтению и письму. В связи с этим возникает вопрос о начале обучения устной речи. С чего начинать его? Возможны 2 формы: устное опережение и устный вводный курс.
Устное опережение сводится к устной обработке материала, без чтения и письма в течение 1 – 2. В большинстве случаев это устная имитативная работа в пределах типовых предложений с переходом на упражнения в устной речи с какой-либо опорой. При устном опережении учитель организует ознакомление с новым языковым материалом в речевых единицах и тренировку в устной форме.
Обучение организуется следующим образом. Если новым для учащихся является грамматический материал, он предлагается в речевых образцах или типовых предложениях, соотнесенных с ситуациями, в которых данное грамматическое явление используется. При этом учитель выделяет интонацией то, что подлежит усвоению, а также использует контрастирующие пары. Например, учащиеся должны научиться пользоваться в речи прошедшим временем. Используемые для ознакомления речевые образцы (типовые предложения) должны заключать в себе все, чтобы служить образцами для раскрытия формы, значения и употребления данной временной категории. Учитель произнес предложения с глаголом в прошедшем времени, соотнося их с ситуациями, в которых они могут быть  использованы, и таким образом обеспечивает понимание того, что говорит. В случае необходимости используется перевод. Затем учитель произносит эти же предложения еще раз, выделяя глагол и обстоятельственные слова с помощью интонации. 3атем можно произнести только глагол и обстоятельственные слова или предложения с глаголом в настоящем и прошедшем времени (контрастирующие пары) с соответствующими обстоятельственными словами. Таким образом, в устной форме, не прибегая к записи на доске и к учебнику, учитель знакомит учащихся с формой (звуковой, грамматической), значением и употреблением грамматического явления в изучаемом языке, после чего он организует тренировку, которая также осуществляется устно.


При устном опережении так же учащиеся усваивают грамматический материал следующими способами:

  1. Учащиеся наблюдают за новым явлением в устной речи, слушают, чтобы понять значение вводимого материала.  Внимание учащихся направлено на содержание высказывания, в котором подается  новое грамматическое явление. В их задачу входит понять, осмыслить, осознать вводимый материал (это обеспечивается показом или кратким пояснением или тем и другим вместе), а задача учителя -  проконтролировать понимание. Подача материала в типичных ситуациях общения позволяет осуществлять показ. Учитель либо сам создает ситуации, либо использует наглядные пособия (картинки, рисунки кроки на доске, диафильм), сопровождая показ высказываниями и некоторыми пояснениями, наблюдая за реакцией учащихся. Поскольку ознакомление с учебным материалом имеет большое значение для усвоения, как утверждают психологи, то оно должно быть организовано так, чтобы затронуть эмоциональную сферу учащихся, их мышление. Ведь догадка (а показ, как правило, ориентирован на то, чтобы учащийся догадался о значении вводимого материала) непременно предполагает осуществление мыслительных операций.
  2. Учащиеся аудируют и правильно воспроизводят грамматическую форму, как в изолированном виде, так и главным образом в типовом предложении, ориентируясь на образец. Учитель контролирует правильность воспроизведения каждым учащимся, при этом используется индивидуальное и хоровое проговаривание.
  3. Учащиеся аудируют и многократно повторяют речевые образцы (типовые предложения) с разным лексическим наполнением. Употребление нужного слова или словосочетания обеспечивается «подсказкой», либо наглядными средствами, либо словом, словосочетанием на родном языке.
  4. Учащиеся аудируют и осуществляют трансформации (преобразования) в предложениях, связанные с изменениями участника общения (лицо), количества предметов (число), времени и д. Изменения «подсказываются», направляются учителем или же наглядными средствами, например, диафильмом, картинками, реальными ситуациями в классе. Например, учащиеся тренируются в употреблении выражения «У меня есть ..., У него (нее) есть ...» В этом случае учитель использует реальные ситуации в классе. Ученик говорит: «У меня есть ручка». Другой учащийся сообщает учителю, показывая на товарища: «У него есть ручка».

Устное выполнение тренировочных упражнений обеспечивает учащимся возможность применения усваиваемого материала в речи и облегчает чтение и письмо.
Если новым для обучающихся является лексика, они усваивают форму (звуковую, грамматическую), значение и употребление слова такими способами:

  1. Они наблюдают при аудировании за словом в устной речи. Они слушают, стараясь понять значение слова и, проследить за тем, как оно сочетается с другими словами. Учитель обеспечивает понимание с помощью методических приемов, раскрывающих значение слова, не прибегая к родному языку учащихся или используя перевод, перевод-толкование.
  2. Учащиеся аудируют и многократно повторяют слова в различных сочетаниях с ранее усвоенными, составляют словосочетания.
  3. Учащиеся аудируют, повторяя различные речевые образцы, грамматические структуры. Повторение обеспечивается созданием определенных ситуаций.
  4. Учащиеся используют слова в ситуациях, создаваемых учителем.

Устное выполнение вышеназванных упражнений готовит учащихся к применению усваиваемой лексики в речи и создает благоприятные условия для обучения чтению и письму.
При устном опережении ознакомление и тренировка осуществляются устно в режиме 1 – 2 уроков. При этом очень важен темп работы, организация внимания учащихся с помощью конкретных установок на то, что нужно слышать и как слушать, что сказать и как сказать. На последующих уроках учащиеся читают и пишут то, что усвоили устно. Они готовы к применению материала в устной речи как средстве общения, в чтении и письме.

Таким образом, при устном опережении устная речь как средство обучения играет большую роль при реализации методов ознакомления и тренировки. Учащиеся знакомятся с учебным материалом и тренируются в его воспроизведении, выполняя устно различные тренировочные упражнения без опоры на графическое представление учебного материала на доске или в учебнике.
 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru