Произношение звуков - слуховосприятие
При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется большое внимание правильному произнесению звуков и владению интонационными средствами.
Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Обучение произношению, как и обучение языку, основано на осознанных языковых правилах и на речевых действиях. Если в начальных классах можно было основываться на одной имитации звуков, то в классах постарше, кроме имитации, необходимо сознательное усвоение фонетических явлений. Другими словами, при обучении произношению необходим показ и объяснение звуков и интонации, сообщение некоторых правил, а кроме того, имитация и развитие автоматизма.
Единственным средством в развитии навыков произнесения звуков являются упражнения. Цель этих упражнений – усвоение звуков, трудных для русских учащихся, не свойственных русскому языку (например, таких, как носовые звуки, звук [y] и т.д.).
Для формирования артикуляционной базы французского языка и развитие фонетического слуха используются такие упражнения, как:
- артикуляционные, включающие тренировочные для развития навыков произнесения того или иного звука;
- речевые, которые имеют целью развитие навыков употребления звуков в различных комбинациях, т.е. навыков правильного произнесения фонем в процессе коммуникации.
Артикуляционные упражнения выполняются не на отдельных словах с этим звуков, а на слоговых оппозициях (слоговые упражнения): [pir – pyr]; [pi – py]. Каждый слог повторяется в оппозиции большое число раз. Затем переходя к словам: pur, dur, sur, pupitre, pilule, etc.
Вторая группа упражнений – это речевые упражнения.
- Составление высказываний по аналогии, пользуясь заменами для подчеркнутых слов.
- Повторение за учителем или за диктором диалогов, насыщенных звуками: [e]/[ɛ], [o]/[ɔ] и т.п.
- Ответы на вопросы учителя с опорой на ключевые слова в скобках:
- Jeannette est-elle à l’école?
- ... (malade).
- ...
Упражнения по усвоению интонационных моделей
Повторение за учителем
|
Тренировочные упражнения (опознавание интонационной модели в высказывании учителя)
|
Дифференцировочные упражнения (распознавание разных моделей)
|
Имитативное воспроизведение
|
Самостоятельное воспроизведение модели
|
Дифференциация смысла по высоте основного тона при слушании высказываний диктора или учителя
|
Условно-речевые упражнения (с опорой)
Составление диалога по предложенной ситуации, с использованием данных высказываний (вопросов или ответов)
|
Управляемый диалог (составление вопросов по тексту с опорой на указанную интонационную модель)
|
Составление диалога по аналогии с прослушанным, с использованием предложенной модели
|
Речевые упражнения (без опоры)
Составление диалога в предложено ситуации
|
Беседа в связи с ситуаций или с содержанием картины
|
Составление вопросов и ответов по диа- или эпифильму
|
|