Главная arrow Лексический навык
19.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Лексический навык - формирования лексического навыка

Лексический навык – способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другой ЛЕ.

Для формирования лексического навыка необходимы упражнения, которые должны соответствовать цели усвоения реального школьного словаря: свободно употреблять слова и словосочетания для выражения своих мыслей и понимания высказывания собеседника и при чтении в рамках материала программы.  Поэтому недостаточно только сохранить список слов в памяти, необходимо, чтобы слова находились в состоянии готовности к употреблению, определенным образом ассоциированные.
А для понимания слов в речи нужно, чтобы в памяти сохранились звуковые и графические образы их, связанные со значением.
Для усвоения школьного активного словаря в первую очередь необходимы устные упражнения, помогающие усвоить звуковую форму слов, но нудны также и письменные, помогающие запомнить их графический образ. Нужны упражнения и для различения семантики.
На начальном и в начале среднего этапа нужны подготовительные и дифференцированные упражнения, устные и письменные, а также тренировочные, развивающие навыки употребления лексики в высказывании на уровне предложения, а затем 2 – 3 предложений (сверхфразовое единство) и, наконец, на уровне небольшого текста. Тренировочные упражнения: 1) повторение хором за учителем; 2) повторение речевых образцов с лексическими заменами; 3) составление предложений с опорой на картинку; 4) название слов, нужных для описания данной картинки; 5) группировка слов по теме и составление предложений; 6) игра.
В 7 – 8-х классах применяются подготовительные упражнения:

  1. Упражнения в дифференциации и идентификации:
    1. определите на слух (найдите в тексте) слова, относящиеся к одной теме (синонимическому ряду, к одной словообразовательной додели и др.);
    2. сгруппируйте слова по указанному признаку;
    3. найдите в тексте (подберите на память) антонимы к словам, данным на доске;
    4. просмотрите список речевых формул; назовите ситуации, в которых они могут использоваться, и др.
  2. Имитация с преобразованием:
    1. ответьте на вопросы, придерживаясь следующего образца:
    2. повторите предложение, закончите реплики, учитывая содержание первого предложения: Ne parler pas si vite, s'il vous plait. Parlez....
  3. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
    1. определите значение незнакомых слов, образованных от известных корней и аффиксов;
    2. прослушайте (прочитайте) ряд предложений, догадайтесь о значении интернациональных слов, сходных с семантическими эквивалентами родного языка;
    3. дополните предложения, придерживаясь следующих образцов:
    4. прочитайте следующий текст, обратите внимание на значение глаголов (voir — regarder), придумайте примеры с этими глаголами.
  4. Упражнения для обучения прогнозированию:
    1. назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными (прилагательными, глаголами)
    2. найдите окончание каждого предложения из вариантов, приведенных ниже;
    3. прочитайте ряд предложений, относящихся к одной теме, заполните пропуски словами и словосочетаниями, подходящими по смыслу;
  5. Упражнения в расширении и сокращении предложений (диалогических единств, текстов):
    1. расширьте предложения по образцу, указанному ниже, употребите новые слова;
    2. расширьте одну из реплик диалогических единств за счет слов, указанных в скобках;
    3. сократите предложение, придерживаясь указанного образца;
    4. расширьте описание, опираясь на картинку и вербальные опоры: Qui habite dans cette maison? C'est M.Legrand, le journaliste .... Madame Legrand est.... Les Legrand ont des enfants:.... Le garcon a.... La petite fille a ....
  6. Упражнения в эквивалентных заменах:
    1. замените подчеркнутые слова синонимами (антонимами)
    2. замените слова иностранного происхождения другими синонимическими понятиями;
    3. замените ответы на вопросы, придерживаясь образца;
    4. измените последнюю реплику диалогического единства, оставляя ответ положительным, и др.
  7. Упражнения с расширением ассоциативных связей:
    1. составьте (расширьте) список формул приветствий;
    2. используйте другие эмоционально-оценочные слова при ответе на вопрос;

Выполняются тренировочные упражнения (заполнить пропуски в тексте, закончить предложение и т.п.). Затем переходят к условно-речевым упражнениям:

  1. с опорой на картинки, например: дополнить диалог, глядя на картинки;
  2. с опорой на образец: составить диалог по образцу, выбирая нужные слова из данных;
  3. с опорой на ситуацию;
  4. с опорой на подсказку учителя:
    1. управляемый диалог;
    2. неподготовленный диалог на основании слов, данных учителем;
  5. с опорой на тему;
  6. с опорой на ключевые слова;
  7. с опорой на диафильм;
  8. с опорой на текст.

Полезны переводные упражнения с русского языка на французский, особенно в качестве контроля усвоения новых слов и словосочетаний.
Речевые упражнения (без опор) относятся уже к обучению, но им также можно придать некоторую лексическую направленность (например, беседа в связи с каким-нибудь событием).
В 9 – 10-х классах реальный словарь должен быть хорошо уже усвоен. Реальный словарь усваивается еще прочнее при условии регулярного активного повторения. Повторение не должно воспроизводить изученное ранее механически, без всяких изменений и дополнений. Наоборот, хорошо соединять при повторении лексики несколько тем, пройденных по учебнику на новой основе.
Трудности:

  1. многозначность и перенос значения слов
  2. контекстуальная обусловленность значения французского слова
  3. особенности словоупотребления (синонимы, антонимы)
  4. ситуативные неологизмы
сложно понимаются просторечия, устойчивые словосочетания и аналитизмы.
 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru