Теория обучения иностранным языкам - основные понятия
Знания, умения и навыки являются компонентами содержания обучения иностранному языку.
Знания во многом определяют успех обучения ИЯ. Знания есть система ориентиров, опора на которые позволяет осуществлять речевую деятельность, корректную с точки зрения существующих в изучаемом языке норм. Языковые знания могут быть непроизвольно усвоенными в результате наблюдения и подражания речи других людей либо усвоенными произвольно в результате концентрации внимания на языковой форме, т.е. выученными. Приобретение знаний на основе правил, заучивания языковых структур считается наиболее эффективным способом овладения системой языка при следовании принципу сознательности в обучении. К знания можно отнести:
- языковой материал: фонемы, морфемы, слова, предложения, тесты;
- понятия о способах и приемах речевой деятельности, т.е. различные правило образования, изменения и употребления слов и словосочетаний;
- лингвострановедческие знания, например: реалии.
Знания усваиваются в результате выполнения тренировочных упражнений, что ведет к формированию соответствующих речевых навыков.
Навык – это операция, достигшая в результате своего выполнения уровня автоматизма; это автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
В методике преподавания языка навык понимается как автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом в процессе рецептивной или продуктивной деятельности. Соответственно выделяют навыки речевые (фонетические, или слухопроизносительные, лексические, грамматические) и двигательные (обеспечивающие техническую сторону письма и произнесение звуков). Фонетические навыки обеспечивают звуковое оформление речи, лексические – выбор лексических единиц и их правильное, с т.зр. норм языка, сочетание друг с другом, грамматические – правильное оформление сочетаний слов, синтагм, предложений.
Качества навыка:
- Автоматизированность – характеризует определенную скорость протекания действия, его целостность и плавность, низкий уровень напряженности;
- Гибкость – готовность навыка включаться в новые ситуации общения, функционировать на новом речевом материале;
- Устойчивость – прочность при выполнении речевого действия;
- Сознательность – способность сознательного контроля в случае возникновения затруднений при построении высказывания или совершения ошибки.
Речевые умения – это способность управлять речевыми навыками для решения задач, возникающих в ходе РД:
- Умения аудировать;
- Говорить;
- Читать;
- Писать;
- Переводить
Качества умения:
- Осознанность – заключается в том, что, совершая то или иное действие, учащийся осознает цель действия и способы его достижения с опорой на знания и навыки;
- Самостоятельность – проявляется в возможности переноса одного вида деятельности в другой;
- Продуктивность – означает возможность не только воспроизводить усвоенные в ходе обучения действия, но и находить новые, более эффективные решения применения усвоенных знаний и сформированных навыков;
- Динамизм – предполагает возможность находить разные стратегии пользования средствами языка в зависимости от конкретных условий и задач общения.
Можно утверждать, что формирование речевых умений является главной задачей в обучении языку, ибо от уровня сформированности умений зависит эффективность участия обучаюегося в речевом общении.
|