Обучении фонетике - слухопроизношение
Произносительные навыки сами по себе не являются речевыми, т.к. произносить можно не только осмысленные слова и фразы, но и просто звуки, независимо от того, необходимы они или нет для речи.
С другой стороны, нет речевого навыка, который бы не включал произносительных, т.к. без артикуляционных движений речевого аппарата нельзя ни говорить, ни слушать, ни читать, ни писать. А это значит, что формирование любых речевых навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Для формирования навыков и умений говорения или слушания, чтения или письма необходимо не только уметь произносить звуки, но и знать слова и правила соединения этих слов в предложении. Другими словами, для узнавания и произнесения слов, а также для понимания предложений и соединения слов в предложении требуются произносительные, лексические и грамматические навыки.
П. Губерин писал, что произношение есть главный элемент обучения ИЯ. Если такой обучение не начинать с произношения, то учащиеся никогда не овладеют им. Отсюда можно сделать вывод, что в качестве первого объекта обучения должно произношение. Следует добавить, что нельзя обучать сразу всему, какое-то опережение неизбежно. И при обучении языку такое опережение выражается в преимущественном развитии на начальном этапе произносительных или, точнее, слухопроизносительных навыков.
Произносительные навыки недостаточно формировать только в упражнениях в артикуляции и независимо от лексики. Такой навык быстро угасает без специальной тренировки. Формирование слухопроизносительных навыков начинается на этапе, предшествующем их включению в деятельность, и должно продолжаться вплоть до их окончательного закрепления.
Итак, произносительные навыки необходимо формировать с первых шагов обучения ИЯ и продолжать работу с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом ощущается необходимость.
Фонетические особенности ФЯ, составляющие основную трудность для русскоговорящих:
- во ФЯ единством восприятия является не слово, а ритмическая группа.
- редукция безударного гласного.
- сцепление и связывание может быть принято за новые неизвестные слова.
- новые интонационные модели.
- ассимиляция.
- существование разных стилей произношения: литературный, разговорный, поэтический, деловой.
|