Главная arrow Педагогические умения
20.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Педагогические умения

Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий.

Данные действия необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого, к основным педагогическим умениям можно отнести следующие:

  • умение переносить известные учителю знания, варианты решения приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой условий учебно-воспитательной работы;
  • умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение из комбинации уже известных учителю идей, знаний, навыков;
  • умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.

В процессе педагогической деятельности учитель имеет дело с ситуациями, каждая из которых требует от него специфического подхода и решения. Даже когда речь идет о процессе обучения, который значительно более запрограммирован и стандартизирован, чем вне учебная работа, следует иметь в виду, что содержание предмета и методические рекомендации по его преподаванию не снимают вопроса о нестандартности ситуаций, с которыми имеет дело учитель в процессе работы с учащимися. Ибо в каждом конкретном классе, по отношению к каждому ученику и к коллективу в целом он должен использовать специфические способы и приемы преподавания и обучения. Иными словами, в каждой конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса учитель должен уметь мобилизовывать все имеющиеся у него знания и навыки, весь педагогический и социальный опыт для выбора и осуществления приемов действия, оптимального в этой ситуации (такая мобилизация происходит и сознательно и неосознанно).

Кроме названных общепедагогических умений, учителю необходимо владеть рядом более частных, но не менее существенных умений, которые к тому же нередко являются условием эффективности применения общепедагогических умений. В первую очередь речь идёт о необходимости постоянно совершенствовать умение учителя адекватно воспринимать и видеть своих учеников, взаимоотношения в их среде, свои взаимоотношения с ними такими, какие они есть в данный момент, т.е. необходимо уметь спонтанно воспринимать происходящее в учебно-воспитательном процессе. А это не так просто. Дело в том, что педагог всегда находится во внешней позиции по отношению к ученикам, всегда в той или иной мере отстранен от них, от их жизни и деятельности, несмотря на то, что он организует её. Поэтому педагог сознательно или неосознанно использует те нормативные суждения, которые он воспринял в процессе своего социального развития. А это может приводить к тому, что новые для учителя явления получат традиционное толкование в свете имеющихся у педагога норм и представлений. Кроме того, у педагога, ищущего ответ на определенный вопрос, возникает установка, благоприятная для того, чтобы не упустить значимый факт. Но эта же установка может в отдельных случаях привести к предвзятости и заставить интерпретировать виденное в духе своих ожиданий.

Весьма важно умение учителя в процессе педагогической деятельности видеть и осознавать возникающие проблемы. Например, за участившимися «двойками» могут крыться различные причины: чисто связанные с уровнем их подготовленности; воспитательная – в классе стало «не модно» готовить уроки; психологическая – у учеников появилось к учителю отрицательное отношение, которое они выражают плохой учебой по его предмету. Каждая из этих проблем, будучи увидена учителем, требует специфического решения. И если учитель не умеет видеть проблемы, то, обнаружив рост числа «двоек», он может объяснить его, например, ленью и разболтанностью учащихся и предпринимать меры, которые не дадут эффекта.

Педагогические умения формируются и совершенствуются как в процессе обучения в педагогических учебных заведениях, так и в процессе всей педагогической деятельности учителя. Насколько эффективно это происходит, во многом зависит от целевой установки самого учителя на формирование у себя названных умений.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru