В поисках автора
«В поисках автора» - педагогический метод, позволяющий определить уровень собственных знаний, которые станут почвой для восприятия нового материала.
Цель:
- обеспечить интерес к теме занятия;
- создать условия для вовлечения всех учащихся в активную деятельность на занятии.
Пошаговое описание метода
- Предлагаем учащимся прочитать незнакомый текст (отрывок из произведения), оговорив время.
- Пока учащиеся знакомятся с текстом, преподаватель вывешивает на доске ватман с вопросами (вопросы прикрыты листом бумаги), справа от него ватман для записи вариантов ответов и слева – ватман с правильными ответами (ответы также прикрыты листом бумаги)
- Убедившись, что все ознакомились с текстом, предлагаем (добровольно) ответить на следующие вопросы: Вам понравился текст? Какие чувства вызвал текст? О чем хотел сказать автор?
- Далее учащиеся отвечают на поочередно открываемые преподавателем вопросы:
- В каком веке написан текст?
- Автор мужчина или женщина?
- Национальность автора?
- Образование?
- Каково семейное положение автора?
- Возраст автора?
- Для кого написан текст?
- Специальность, профессия автора?
- Кто автор?
Варианты ответов на данные вопросы записываем на ватмане, спрашивая дополнительно, почему так думаете, чем подтвердите догадку и т.п.
5. Если автор текста не найден, то облегчите задачу, поочередно открывая заготовленные правильные ответы (кроме ответа на последний вопрос)
6. Если и в этом случае автор не назван, сообщайте дополнительную информацию о нем, пока кто-нибудь не назовет имя автора.
Советы преподавателю
- Для четкости и организованности рекомендуем следующую процессуально-временную схему, имея в виду 80 мин занятие:
- Чтение текста - 8 – 10 м.
- Блиц-опрос - 2 – 3 м.
- Запись предполагаемых ответов с возможной мотивацией - 15 – 20 м.
- Сужение круга предполагаемых авторов пошаговым знакомством с правильными ответами - 5 – 6 м.
- При подборе текста ориентироваться на школьную (вузовскую) программу.
- Объем текста: не более 1 машинописного листа.
Конечно, преподаватель может варьировать временем, количеством и последовательностью вопросов. Главное – соблюдение основных частей процедуры.
|