Главная arrow Педагогические технологии
29.03.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Педагогические технологии

Данные методические рекомендации призваны помочь в проектировании и реализации педагогических технологий с использованием интерактивных методов обучения.

Автор надеется, что предлагаемые рекомендации, ориентированные на трехступенчатую модель урока (вызов – осмысление – рефлексия), будут способствовать формированию нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовке учащихся к самостоятельному творческому поиску.

Каковы достоинства интерактивных методов? Как известно, активные и групповые методы и раньше использовались в школьной и вузовской практике, так как давали возможность вовлечь в учебный процесс практически всех обучающихся, создать атмосферу свободного обмена знаниями, идеями. Когда же в конце ХХ века в Республике стали широко внедряться педагогические технологии, интерактивные формы обучения стали востребованными вновь, позволяя обеспечить интерес обучаемых, развивать творческое мышление и т.д. Но самое главное  - интерактивные формы обучения способствуют более прочному усвоению материала, ибо по существу являют собой такую организацию учебного процесса, которая предусматривает и прогнозируемые цели. Эффективность использования интерактивного обучения подтверждают как результаты тестовых заданий, так и анализы анкет для обратной связи.

Исходя из общих методических рекомендаций, содержащихся в материалах ИОО-ФС, мнений коллег, а также личного опыта для эффективного использования «интерактива»,   следует помнить о том, что:

  1. наиболее продуктивна работа в малых группах, состоящих из 4-5 чел;
  2. для учащихся необходимо создать «физический комфорт», т.е. создать такие условия, чтобы в аудитории можно было легко перемещаться для работы в больших и малых группах;
  3. необходимо в самом начале обговорить вопросы процедуры и регламента;
  4. в целях вовлечения в работу всех обучающихся использовать поощрение за активное участие, предоставление возможностей для самореализации, различные    разминки.

 Следует отметить, что в работе предлагается авторское описание ряда методов («В поисках автора», «Кубики», «6 цветов де Боно»). Разумеется, настоящие рекомендации не готовый материал для использования на занятиях (отбор материала, построение, ход занятия, всегда зависят от личности преподавателя), а всего лишь пример, демонстрирующий определенные пути достижения конкретных целей либо информация для размышления и самостоятельных поисков.

Думается, есть необходимость предварить описание интерактивных методов обучения кратким изложением содержания упомянутой выше трехступенчатой модели урока, ибо, как показывает, в частности, опрос слушателей областного института усовершенствования учителей, не все еще знакомы с этим типом урока.

Модельный урок (широко используемый в педагогической практике) предполагает три ступени (фазы) обучения:

  1. Вызов  (подготовка к усвоению новых знаний)
  2. Осмысление (усвоение новой информации)
  3. Рефлексия (систематизация, оценка и применение на практике новых знаний, умений)

Разумеется, содержание модельного урока не исключает таких традиционных элементов урока, как орг. момент и задание на дом. Чем объяснить жизнестойкость модельного урока? Во-первых, последовательность фаз может варьировать, что делает урок гибким и применимым для решения широкого круга учебно-воспитательных задач. Во-вторых, модельный урок лучше других типов согласуется с закономерностями процесса обучения, предоставляя педагогам больше возможностей для приспособления к конкретным условиям.

Выбор тех или иных интерактивных методов определен конкретными целями, которые  преследуются    на    каждой   фазе.  Первая цель фазы вызова  -  определение уровня собственных знаний. Использование предлагаемых ниже интерактивных методов этой фазы позволит учащимся восстановить то, что они знают по теме. Вторая цель – активизация обучаемого, ибо именно активная мыслительная деятельность даст возможность эффективнее увязать новую информацию с известной ранее. Третья цель – вызов интереса к рассмотрению предлагаемой темы. Интерес важен для поддержания активности учащихся.

На фазе  осмысления  учащиеся вступают в контакт с новой информацией. Возможны различные формы подачи: чтение текста, просмотр фильма (сюжета), прослушивание выступления и т. д. Первая цель фазы – поддержание активности и интереса, созданного во время фазы вызова. Вторая – поддержание усилий обучаемых по формированию собственного понимания

На фазе   рефлексии    учащиеся закрепляют новые знания, пересматривают прежние представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Первая цель этой фазы – выработка умений и навыков выражать новые идеи (информацию) своими словами и, более того, видеть реальные пути применения знаний на практике. Несомненно, этому будет способствовать достижение второй цели – живой обмен идеями (устный, письменный) между учащимися.

Для достижения обозначенных целей мы предлагаем интерактивные методы, наиболее приемлемые на той или иной фазе.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru