Главная arrow Система упражнений
16.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии
ковер кристэл интернет магазин

Система упражнений - Понятия «упражнение»

Понятия «упражнение» и «система упражнений». Требования к ним.

Упражнение – это повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Упражнение приобретает особое значение в тех учебных дисциплинах, где предусматривается становление навыков и умений. Такой учебной дисциплиной и является ИЯ.


Под упражнением понимается не только то, что связано лишь с тренировкой, а любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом и имеющая структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения (опоры, ориентиры), ее решение и контроль.
Именно упражнение оказалось тем строительным материалом, из которого слагается процесс обучения ИЯ. Каждое упражнение преследует какую-либо учебную цель. Цели упражнения зависят от конечной цели обучения, но они более конкретны и относятся к конечным целям как частное к общему. Каждое упражнение содержит дозу заданий, навыков и умений, которые в нем отрабатываются. Для упражнения обязательны и средства обучения. Ведущими средствами обучения в упражнениях выступают учебные материалы, главным образом в виде учебных текстов.


Упражнения различаются по родам, видам и типам. Как известно, род включает несколько видов, поэтому классификация упражнений по родовым признакам помогла бы выделить сначала роды, а затем и виды упражнений. Родовые признаки упражнений, естественно, связаны с основными категориями методики: целями, содержанием, методами и средствами обучения. Соответственно система упражнений  будет различаться по назначению, объекту действий, способу и условиям выполнения. Назначение позволяет классифицировать упражнения по аспектам языка и видам речевой деятельности, объект действий – по языковому материалу и навыкам и умениям, способ выполнения – по видам учебной деятельности, условия выполнения – по месту выполнения, по форме речи и по количеству языков.


Каждый из перечисленных родов упражнений распадается, в свою очередь, на виды. Так, по аспектам языка предусматриваются фонетические, лексические и граммаьтческие упражнения; по видам речевой деятельности – упражнения в говорении, письме, аудировании и чтении. Языковой материал служит основой для выделения языковых и речевых упражнений, а навыки и умения – для подготовительных и практических упражнений.

 

Цели

Содержание

Методы

Средства

РОДЫ

назначение упражнений

объект действия

способ выполнения

условия выполнения

ВИДЫ

аспекты языка

ВРД

языковой материал

навыки и умения

виды учебной деятельности

место выполнения

формы речи

количество языков

 

фонетические

в говорении

языковые

подготовительные

ознакомительные

классные

устные

одноязычные

 

лексические

в аудировании

речевые

практические

поисковые

домашние

письменные

двуязычные

 

грамматические

в письме

 

 

тренировочные

лабораторные

 

 

 

 

в чтении

 

 

ознакомительно-тренировочные

 

 

 

 

 

 

 

 

ознакомительно-поисковые

 

 

 

 

 

 

 

 

тренировочно-поисковые

 

 

 

Для того чтобы обозначить типы упражнения, необходимо выделить признаки действий, формирующие навыки и умения. В основе таких действий лежат врожденные рефлексы саморазвития:

  1. рефлекс подражания:
    1. имитативные упражнения;
    2. трансформационные;
    3. подстановочные;
    4. репродуктивные.
  2. рефлекс игры:
    1. игровые упражнения.
  3. рефлекс свободы:
    1. суггестивные упражнения (упражнения внушения)
  4.  и исследовательский рефлекс:
    1. проблемно-поисковые упражнения.

Требования к упражнениям:

  1. упражнение д.б. адекватно задачам, целям, содержанию, условия обучения.
  2. целенаправленность упражнения.
  3. повторяемость языкового и речевого материала.
  4. однотипность материала.
  5. пассивность выполнения.
  6. последовательность в организации упражнения: каждое последующее предложение должно быть подготовлено предыдущим.
  7. соответствие содержания упражнения этапам формирования навыков и умений.

Упражнения тесно связаны друг с другом, образуют свою собственную систему. Можно сказать, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru