Система упражнений - Понятия «упражнение»
Понятия «упражнение» и «система упражнений». Требования к ним.
Упражнение – это повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Упражнение приобретает особое значение в тех учебных дисциплинах, где предусматривается становление навыков и умений. Такой учебной дисциплиной и является ИЯ.
Под упражнением понимается не только то, что связано лишь с тренировкой, а любая форма взаимодействия учителя и учащихся, опосредуемая учебным материалом и имеющая структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения (опоры, ориентиры), ее решение и контроль.
Именно упражнение оказалось тем строительным материалом, из которого слагается процесс обучения ИЯ. Каждое упражнение преследует какую-либо учебную цель. Цели упражнения зависят от конечной цели обучения, но они более конкретны и относятся к конечным целям как частное к общему. Каждое упражнение содержит дозу заданий, навыков и умений, которые в нем отрабатываются. Для упражнения обязательны и средства обучения. Ведущими средствами обучения в упражнениях выступают учебные материалы, главным образом в виде учебных текстов.
Упражнения различаются по родам, видам и типам. Как известно, род включает несколько видов, поэтому классификация упражнений по родовым признакам помогла бы выделить сначала роды, а затем и виды упражнений. Родовые признаки упражнений, естественно, связаны с основными категориями методики: целями, содержанием, методами и средствами обучения. Соответственно система упражнений будет различаться по назначению, объекту действий, способу и условиям выполнения.
Назначение позволяет классифицировать упражнения по аспектам языка и видам речевой деятельности, объект действий – по языковому материалу и навыкам и умениям, способ выполнения – по видам учебной деятельности, условия выполнения – по месту выполнения, по форме речи и по количеству языков.
Каждый из перечисленных родов упражнений распадается, в свою очередь, на виды. Так, по аспектам языка предусматриваются фонетические, лексические и граммаьтческие упражнения; по видам речевой деятельности – упражнения в говорении, письме, аудировании и чтении. Языковой материал служит основой для выделения языковых и речевых упражнений, а навыки и умения – для подготовительных и практических упражнений.
|
Цели
|
Содержание
|
Методы
|
Средства
|
РОДЫ
|
назначение упражнений
|
объект действия
|
способ выполнения
|
условия выполнения
|
ВИДЫ
|
аспекты языка
|
ВРД
|
языковой материал
|
навыки и умения
|
виды учебной деятельности
|
место выполнения
|
формы речи
|
количество языков
|
|
фонетические
|
в говорении
|
языковые
|
подготовительные
|
ознакомительные
|
классные
|
устные
|
одноязычные
|
|
лексические
|
в аудировании
|
речевые
|
практические
|
поисковые
|
домашние
|
письменные
|
двуязычные
|
|
грамматические
|
в письме
|
|
|
тренировочные
|
лабораторные
|
|
|
|
|
в чтении
|
|
|
ознакомительно-тренировочные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ознакомительно-поисковые
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тренировочно-поисковые
|
|
|
|
Для того чтобы обозначить типы упражнения, необходимо выделить признаки действий, формирующие навыки и умения. В основе таких действий лежат врожденные рефлексы саморазвития:
- рефлекс подражания:
- имитативные упражнения;
- трансформационные;
- подстановочные;
- репродуктивные.
- рефлекс игры:
- игровые упражнения.
- рефлекс свободы:
- суггестивные упражнения (упражнения внушения)
- и исследовательский рефлекс:
- проблемно-поисковые упражнения.
Требования к упражнениям:
- упражнение д.б. адекватно задачам, целям, содержанию, условия обучения.
- целенаправленность упражнения.
- повторяемость языкового и речевого материала.
- однотипность материала.
- пассивность выполнения.
- последовательность в организации упражнения: каждое последующее предложение должно быть подготовлено предыдущим.
- соответствие содержания упражнения этапам формирования навыков и умений.
Упражнения тесно связаны друг с другом, образуют свою собственную систему. Можно сказать, что система упражнений лежит в основе системы обучения и представляет собой организованные и взаимосвязанные действия учащихся, направленные на достижение конкретной учебной цели при формировании навыков и умений. Обязательными характеристиками системы упражнений являются: научность и коммуникативная направленность всей системы, взаимообусловленность упражнений, их доступность, последовательность и повторяемость языкового материала и речевых действий.
|