Проблемная ситуация
Как вы смотрите на выражения - первое: “Педагог - профессия массовая, поэтому уповать на талант нельзя, на учителя можно научиться, как на представителя всякой другой профессии”.
И второе: “В основе профессии учителя должен быть талант.
Талантливым стать нельзя. Им надо родиться”.
Психология учителя проявляется, формируется и изменяется в процессе осуществления им педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения. Ей присущи специфические формы организации, содержание и способы осуществления.
Педагогическая психология рассматривает психологический аспект отбора учителем содержания и форм организации деятельности учащихся, психологический смысл роли учителя в процессе её организации.
Отбирая содержание, формы организации учебной и вне учебной деятельности в конкретном классе, учителю надо учитывать, во-первых, насколько они помогают достигнуть цели воспитания. Во-вторых, насколько содержание жизни коллектива позволяет учащимся целесообразно с педагогической точки зрения удовлетворять свои потребности. И здесь очень важно не только формировать у школьников различные социально ценные потребности, но и иметь в виду те специально ценные потребности, которые уже имеются у учащихся, например потребность в познании, в достижении, в общении, и использовать их, создавать в учебной и вне учебной деятельности коллектива максимальные возможности для реализации этих потребностей, опираясь на них, формировать ряд других потребностей. Ведь в противном случае наличные потребности все равно реализуются учениками, но не всегда в социально ценных, а порой и в социально неприемлемых формах.
В третьих, необходимо, чтобы деятельность коллектива создавала школьникам возможности для решения актуальных для них проблем – становления самосознания, самоопределения, самоутверждения и т.д. И в четвертых, насколько формы организации деятельности коллектива обладают социальной привлекательностью для учеников. Это важно потому, что позволяет с минимальными затратами педагогической энергии сделать привлекательными для школьников, в частности для старших подростков и старшеклассников, предлагаемые им пути удовлетворения потребностей и решения проблем, когда они облечены, например, в формы, соответствующие тенденциям моды.
|