Учебно-методический комплекс
УМК: компоненты, их назначение, структура. Анализ одного из действующих УМК (по выбору).
Учебно-методический комплекс представляет собой «систему дидактический средств обучения по конкретному предмету, создаваемую в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих всестороннему развитию личности учащегося».
Обязательными компонентами УМК считаются учебник, книга для учителя, аудиовизуальное приложение в виде набора грамзаписей, компьютерных программ, видеофильмов.
Другие компоненты призваны конкретизировать и дополнять содержание учебника – основного компонента комплекса, не выходя при этом за пределы зафиксированного в программе учебного материала.
Для преподавателя |
Для учащихся
|
Аудиовизуальные
|
Технические
|
- Образовательный стандарт
- Программа по ИЯ
- Книга для преподавателя
- Справочная и научная литература
- Методическая литература
|
- Учебник
- Книга для чтения (хрестоматия)
- Пособие по развитию речи
- Сборник упражнений
- Справочник по ИЯ
- Словарь
|
- Фонограммы
- Видеограммы
- Видеофонограммы
|
- Звукотехнические
- Светотехнические
- Звукосветотехнические
- Средства компьютерного обеспечения
|
Образовательный стандарт по языку – это документ, являющийся лингвометодическим описанием целей и содержания изучения ИЯ в рамках определенного профиля обучения.
Программа по языку – инструктивно-методический документ, составляемый на основе образовательного стандарта и уточняющий его содержание к конкретным условиям обучения.
Книга для преподавателя содержит методический комментарий к учебнику в целом и отдельным его компонентам. Материалы «Книги для преподавателя» рекомендуют приемы и формы работы, способы организации педагогического процесса и тем самым способствуют повышению общего уровня преподавания, методической грамотности педагога.
Методическая литература знакомит преподавателя с существующим опытом обучения языку и тем самым способствует повышению уровня преподавания.
Справочная и научная литература содержит сведения о самом предмете обучения иностранному языку и смежных с ним дисциплинах, считающихся для методики базисными. Такая литература расширяет научный кругозор преподавателя.
основное средство обучения. Содержит языковой материал, образцы устной и письменной речи, знакомство с которыми способствует приобретению знаний и формированию речевых навыков и умений, обеспечивающих возможность пользоваться языком в различных сферах деятельности. В содержательном плане учебник включает в себя следующий компоненты:
- фонетический материал;
- лексический материал;
- грамматический материал;
- социокультурный материал;
- тексты;
- комментарий к тестам;
- упражнения.
Назначение
|
Характер
|
Способ выполнения
|
Тренировочные – контрольные
Аспектные – комплексные
Рецептивные – продуктивные
|
Упражнения в диалогической – монологической речи
|
Устные – письменные
Одноязычные – двуязычные
Упражнения вслух – про себя
Вербальные – с применением зрительной наглядности
Классные – домашние
Индивидуальные - коллективные
|
Языковые упражнения направлены на усвоение учащимися значения языковой формы: имитативные, подстановочные, упражнения с ключом, на трансформацию, на расширение (сокращение) предложений, по аналогии, со стандартными фразами, на встречный вопрос, на заполнение пропусков, на конструирование фразы из структурных элементов и др.
Речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков: вопросно-ответные, репликовые, условная беседа, пересказ текста, драматизация текста или ситуации общения, описание, дискутивные упражнения, устный рассказ.
Условно-речевые упражненияпредназначаются, как и речевые, для развития речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков, но их выполнение предусматривает использование учебных ситуаций и решение менее сложных мыслительных задач: тренировочные, контрольные, аспектные, комплексные, рецептивные, продуктивные.
Наглядность в виде рисунков, репродукций с произведений живописи, фотографий, графическая наглядность (таблицы, схемы).
|