Организация материала - содержание обучения грамматической стороне речи
Содержание обучения грамматической стороне речи: отбор, организация процесса и типология материала. Требования программы.
Содержание обучения грамматической стороне речи предусматривает знание программного материала из области морфологии, словообразования, синтаксиса (дифференцируется на продуктивный и рецептивный материал).
Сущность отбора грамматического материала для школы заключается в создании такого грамматического минимума, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач обучения.
При решении вопроса об отборе грамматического минимума учитываются источники и принципы отбора. Что касается источников отбора, то продуктивная грамматика отбирается из звучащей речи или диалогических образцов печатных текстов литературно-разговорного и художественного стилей, созданных носителями языка. Рецептивный грамматический минимум отбирается из печатных источников, отражающих специфику книжно-письменной речи.
Продуктивная грамматика отбирается с учетом следующих принципов:
- коэффициента стабильности (т.е. отбирается та грамматика, которая является употребительной в устном общении и встречается в большом количестве исследуемых выборок, т.е. отличается не только частотностью, но и распространенностью);
- образцовости (это способность грамматических конструкций служить эталоном для образования по аналогии, например: образование множественного числа существительных, степеней сравнения прилагательных, образование временных форм глагола и др.);
- исключения синонимических грамматических явлений (т.е. грамматический минимум включается лишь одно явление из синонимического ряда, что диктуется требованием экономности и необходимостью изоляции трудностей).
В рецептивный грамматический минимум включаются явления, которые учащиеся должны понимать при чтении.
Из экспериментальных исследований известно, что от общего количества информации, заключенной в печатном тексте, 50 % приходится на грамматику (Зенкевич Г. К.). Большое значение приобретает знание рецептивной грамматики при чтении аутентичных текстов профильно-ориентированного характера, так как «чем сложнее мысль, тем больше требуется умения для извлечения ее из форм языка» (Щерба Л.В.).
К основным принципам отбора рецептивного грамматического минимума относятся:
- коэффициент стабильности (частотность и распространенность в книжно-письменных источниках);
- принцип многозначности.
Грамматический материал должен организовываться функционально, т.е. так, чтобы он сочетался с лексикой в коммуникативных единицах, объемом не менее предложения.
Овладение грамматическими средствами должно происходить в процессе их практического использования в реальной коммуникативной деятельности или в учебной ситуации, имитирующей реальное речевое общение.
Объектом изучения в широком смысле слова является тест как продукт речевого общения и контекст, в котором функционирует и реализуется то или иное грамматическое явление.
|