Процедура РАФТ
Процедура РАФТ – педагогический метод, позволяющий создать письменные тексты по избранной теме, различные в тематическом и жанровом отношении.
РАФТ развивает:
- способность рассматривать тему с разных точек зрения;
- навыки письменной речи.
Таблица РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема)
Роль
|
Аудитория
|
Форма
|
Тема
|
Кто может написать данную тему? (выявление социальных групп)
|
Для кого может быть написан текст? (предполагаемая аудитория)
|
В какой форме может быть написан текст (выбор жанра)
|
О чем будет тот или иной текст? Какие идеи постарается донести автор? (определение тематики)
|
Пошаговое описание метода
- Подбираем интересную, актуальную тему.
- Вывешиваем таблицу РАФТ.
- Проводим мозговой штурм для определения возможных ролей, т.е. социальных групп, задействованных в данной теме, и заносим выявленные социальные роли в первую колонку. (4-5).
- Проводим мозговой штурм для определения возможной аудитории, т.е. перечисляем конкретных людей или организации, которым могут быть адресованы письменные тексты. (Заносим во 2-ю колонку).
- Проводим мозговой штурм для определения возможных жанров, желательно адекватных выявленным социальным ролям и аудиториям. (Данные фиксируем в 3-ей колонке).
- Проводим мозговой штурм для определения тематики письменных текстов, т.е. главные идеи, которые будут затронуты в них.
- Ведущий, подводя итог, зачитывает выявленные социальные роли, соответствующую аудиторию, форму (жанр) и тему. Затем предлагает учащимся выбрать социальные роли и подготовить письменные тексты. (Работа в малых группах, 15-20 мин.).
- По завершении этого задания предлагаем в малых группах самим выбрать лучшие, на их взгляд, письменные тексты и зачитать их.
Советы преподавателю
- Социальные группы (роли) формируются по желанию учащихся либо по жребию.
- По жребию можно отбирать и письменные тексты для прочтения всем.
- Разумеется, при отборе темы для РАФТ следует ориентироваться на школьные и вузовские программы, но, думается, можно предлагать учащимся темы, подсказанные самой жизнью.
|