Познание как потребность человека
Человек объективно и по существу «обречен» на вступление в разнообразные отношения с окружающей действительностью, и в первую очередь на ее познание.
Во-первых, человек по своей природе любознательное существо. Он может удивляться, наблюдая за происходящими вокруг себя явлениями и событиями, старается познавать коренные их причины.
Во-вторых, определенные потребности человека также требуют приспособления его к окружающей действительности, и это тоже наставляет на познавательную деятельность.
В-третьих, человек обладает с точки зрения разума трудно объяснимыми внутренними свойствами, которые стихийно определяют действия человека по постижению Мира.
Здесь еще следует отметить, что человек, как существо познающее, стремится и к самопознанию. Обычно познание человека обусловлено социально-культурной средой, в которой он формировался. В соответствии с этим в традициях Востока большое значение придавалось познанию человеком самого себя.
Конечно, самопознание человека не происходит вне связи с познанием внешнего мира, ибо человек не всегда может иметь о себе объективного и совершенного знания. Поэтому его самопознание должно быть дополнено и сопоставлено со знанием о нем других и результатами их познания внешнего мира. Здесь следует отметить, что в культуре Запада — Европы важным является освоение внешнего мира, овладение им.
Человек в познавательной деятельности с осознанной необходимостью включает себя в постижение окружающего Мира (Как построен Мир? В чем состоит Его сущность? и т.д.), осмысливает свои возможности (проблемы познания мира) и условия жизни (смысл и цель жизни и т.д.) Они, в свою очередь, соответственно, составляют содержание трех крупных частей философского познания — онтологию (ontos с древнегреческого — действительность, logos — учение), гносеологию (gnosis — познание) и философскую антропологию (anthropos — человек).
|