Что означает слово мастерство?
Главное жизненное назначение каждого преподаватели стать мастерам своего дела.
Мастер определяется как особенно сведущий или искусный в своем деле специалист.
Мастерство преподавателя проявляется в деятельности. Преподаватель прежде всего должен владеть закономерностями и механизмами педагогического процесса.
В этом плане огромное значение приобретают обобщенные умения педагога, его педагогическая техника. Мастерство - это особое состояние нельзя быть мастером в большей или меньшей степенью. Можно или достигнуть мастерства или нет, это сложно так же как похудеть без предрасположенной конституции. Настоящий мастер всегда прекрасен в момент трудовой деятельности.
Педагогическое мастерство выражает высокий уровень развития педагогической деятельности, владение педагогической техникой а так же личность педагога, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. «Педагогическое мастерство» как категория имеет свои научные основы.
Анализ научных подходов к этому феномену с 1987 по 1997 годы позволил сделать следующие выводы. Педагогическое мастерство понимается как яркое продление индивидуальности в профессиональной сфере.
Категория педагогического мастерства характеризует индивидуальность человека с позиции профессиональной деятельности.
Своеобразие педагогического мастерства в современных исследованиях сводится к категориям:
- педагогическое мастерство;
- педагогическое творчество;
- новаторство; профессиональная компетентность;
- стиль деятельности; инновационная деятельность;
- педагогическая технология;
- мастерство.
Различные понятия, используемые для описание одного явления в работах различных исследователей, получают иную смысловую окраску.
Отсутствие единого, признанного всеми авторами определения педагогического мастерства позволяет сделать вывод о том, что это живой процесс исследования.
Мастерство усваивается студентами поэтапно, в зависимости от достигаемого уровня социальной зрелости.
Компоненты социальной зрелости соотносятся с компонентами педагогического мастерства следующим образам. Компонентам социальной зрелости будущего учителя относятся:
- Социальное самоопределение - реализация собственных педагогическом способностей и убеждений:
- Социальная активность - умение работать с людьми и совершенствовать опыт воспитание других:
- Социальная ответственность – знания, превращаемые в компетентность учителя.
К основам педагогического мастерства относятся профессионально педагогические знания, гуманистическая направленность, педагогическая техника, опыт осуществления профессионально педагогической деятельности, личность педагога.
|