Профессиональная компетентность
Профессиональная компетентность включат свободную ориентацию в предметной области.
Компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя очень важными для учителя моментами:
- культурой коммуникации при взаимосвязи с людьми;
- умением получать информацию о своей предметной области, преобразуя её в содержание обучение и используя для самообразования;
- умение предавать учебную информацию другим.
Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность характеризуется основными четырьмя компонентами:
- личностно-гуманная ориентация;
- системное восприятие педагогической реальности;
- ориентация предметной области;
- владение педагогическими технологиями.
В современной образовательной ситуации профессионально-педагогическая компетентность дополняется тремя компонентами:
- компетентность проявляется в умении интегрироваться с опытом, то есть способности соотнести свою деятельность с тем, что наработано на уроках мировой педагогической культура в целом, отечественной педагогики;
- способность продуктивно взаимодействовать с опытом коллег, инновационным опытом;
- умение обобщить и передать свой опыт другим.
Профессиональная компетентность учителя характеризуется креативностью.
Креативность — это способ бытия в профессии, исцеление и умение создавать новую педагогическую реальность на уровне целей, содержания, технологий, многообразных образовательных процессов и системы. Креативным людям все реже и реже приходится писать на досках объявлений назойливое "ищу работу в Киеве". Креативность помогает учителю адаптироваться в море инновационных изменений.
Профессионально — компетентный педагог любого уровня должен быть способен к рефлексии.
Рефлексия — особый способ мышления, предполагающий устраненный взгляд на педагогическую реальность, историкопедагогический опыт, на собственную личность как носителя определенной профессиональной позиции.
Все названные составляющие профессионально-педагогической компетентности тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностно — деятельностную характеристику.
Компетентность проявляется и может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии.
|