Техника педагога и педагогические способности
На основании профессионального знания педагога формируется педагогическое сознание — принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков.
Эти принципы, правила, каждый большой педагог строит на основе своего опыта, но осмыслить его, увидеть его закономерности можно с помощью научных знаний, которые требуют постоянных приращении. «Навечно вызванный к доске» — так говорят об учителе. Следует заметить, что сложность обучения учителя, сложность приобретения профессиональной компетентности еще и в том, что профессиональное знание должно формироваться сразу на всех уровнях:
- методологическом (знание закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и пр.),
- теоретическом (законы, принципы и правила педагогики и психологии, основные формы деятельности и пр.),
- методическом (уровень конструирования учебно-воспитательного процесса), технологическом (уровень решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях).
Это требует достаточно развитого профессионального мышления, способного отбирать; анализировать и синтезировать приобретенные знания в достижении педагогических целей, представлять их в технологической форме.
Но скорость приобретения мастерства не регламентируется жестко ростом профессионального знания. И действительно, студент, который отлично учится в педагогическом вузе, не всегда успешно работает на педагогической практике в колледже. Есть индивидуальные предпосылки успешной деятельности, стимуляторы профессионального роста — способности.
Элемент педагогического мастерства — форма организации поведения учителя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий — не гарантия высоких результатов. Педагогическая техника включает две группы умений — умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений — владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая — дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.
Рассмотренные элементы педагогического мастерства позволяют уяснить системность этого явления в педагогической деятельности. Высокий уровень мастерства дает новое качество всей работе педагога: формируется профессиональная позиция, аккумулирующая в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности; развитые знания дают инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности, а совершенствование педагогической техники — обретение результата, адекватного замыслам.
|