Умение учителя выражать свои чувства
«Излишне доказывать, что сухие, бесстрастные, сугубо «информационные» уроки и в научном, и в воспитательном плане оказываются малодейственными.
Поэтому такую важную роль играет умение учителя выражать свои чувства, делать их для учащихся ощутимыми и притягательными.
Для передачи своих чувств учитель использует, прежде всего, интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную позу и т. д.
С помощью языка чувств учитель вызывает у учащихся сопереживание, как бы заражая их своим собственным отношением к определенным взглядам, поступкам, нравственным ценностям. Добиваясь такой чувственной гармонии, он получает возможность активно влиять на чувственный мир ученика — своеобразный катализатор его познавательной и практической деятельности.
Учителю любого предмета следует знать, что убеждения личности вне чувств не существуют. Убеждения тем прочнее, чем более наполнены такими положительными чувствами, как прекрасное и возвышенное в единстве с знаниями. На их основе формируется такое личностное этическое образование, как совесть.
В педагогике существует закон, определяющий действенность учительского труда: формирование разных видов человеческого опыта прямо пропорционально чувственной отзывчивости личности на ситуации их передачи и усвоения. На положительных чувствах наиболее продуктивно формируются разные психофизиологические установки, стереотипы поведения и практического действия, обусловливающие потребности и интересы личности.
Для практической учебно-воспитательной работы учителя важно знать виды чувств, их особенности, специфику проявления. Известно, что духовный мир личности — это, прежде всего многообразнейшие и беспрерывные переживания, океан чувств. Они связаны с мышлением, волей, нравственностью, знаниями, культурой, мировоззрением. Чувства пронизывают все мироощущения и мироотношения человека. Другими словами, в чувствах выражается вся полнота человеческого бытия, и не только в его индивидуальности, но и в историчности.
На гармонии мышления и чувственности, «головы» и «сердца» основывается педагогическое мастерство учителя. Игнорирование этого единства всегда чревато учебно-воспитательными издержками, проявляющимися в инертности, грубости, жестокости учащихся.
Чувства можно разделить на первичные и вторичные. Первичные чувства человека, сформированные — и развитые на биологической стадии эволюции, не выводят его сознание за пределы животных чувств — инстинктов и ощущений. Они выступают только предпосылкой человеческого сознания. Вторичные, так называемые человеческие, чувства возникают не только на биологической, но и на социальной основе.
В основном педагогическая и психологическая наука дифференцируют человеческие чувства по предмету, их вызывающему. Например, говорится о существовании моральных, трудовых, интеллектуальных, практических, эстетических (вызываемых искусством) чувств. Однако определять чувства предметами окружающего мира — значит обеднять их содержательность, превращать их в механистические проявления, ограничивающие богатство человеческой духовности.
Существует и другой подход к чувствам. Наиболее полно его отразил Б. Спиноза: «Кроме чувств удовольствия или неудовольствия (положительных или отрицательных), никаких других не существует». Об этом говорил также выдающийся физиолог И. П. Павлов, назвав эти чувства стеничными и астеничными. Нам представляется, что единство положительных и отрицательных чувств можно определить понятием «эстетические чувства» и утверждать, что, кроме эстетических, других чувств нет. Сфер же, которые их вызывают, существует множество: труд, искусство, религия, человеческие отношения и т. д. К положительным эстетическим чувствам относятся прекрасное и возвышенное. К отрицательным — безобразное и низменное. Переходными между ними или промежуточными — чувство трагического и комического.
Формально-логические чувства можно определить следующим образом. Если воспринимаемый мир (природа, искусство, разные виды творческого действия человека и т. д.) соответствует идеалам воспринимающего и вызывает при этом умеренное положительное переживание, то эти чувства можно назвать прекрасными. Если при этом отмечается интенсивность положительных переживаний, такие чувства называются возвышенными. Если воспринимаемый мир не соответствует идеалам воспринимающего и вызывает умеренные отрицательные переживания, то эти чувства безобразны. При чрезмерности отрицательных переживаний возникают низменные чувства. Переживание смерти близкого по идеалам человека вызывает чувство трагического, а переживание духовных недостатков, изъянов людей — чувство комического.
Чувственные переживания (положительные и отрицательные) отражают норму человеческой жизни, когда человек может управлять чувствами, держать их в узде. Когда же чувства управляют человеком, это, как правило, заканчивается болезнью. Возможен и летальный исход. Такие состояния можно назвать стрессовыми.
Природа человеческих чувств обусловлена высшей нервной деятельностью. Чувства всегда проявляются во внешних и внутренних изменениях организма. Внешне они выражаются в позе, в изменении тонуса шейных мышц, в динамике жестов, мимике, дыхании, интонации голоса, в движении глаз, мигании, ширине зрачков, в цвете и влажности кожи, в смехе или в плаче. Внутренне — в значительном изменении деятельности желез внутренней секреции, обильном выделении в кровь адреналина, расширении коронарных сосудов сердца, усилении свертывания крови, торможении работы пищеварительного аппарата и т. д.
Обо всем этом не только надо знать всем учителям без исключения, но и владеть методикой развития эстетических чувств учащихся, особенно положительных. На них, и только на них, базируется успех педагогического действия. И только учителя могут правильно организовать эстетическое образование и воспитание учащегося, познав законы педагогического влияния на его духовность.
-
На сайте prioritet-stroi.ru представлен большой список учебных заведений Уфы. Курсы и дополнительное образование в Уфе - отличный способ подтянуть свои знания в той или иной области и стать действительно профессионалом в своем деле!
|