Главная arrow Статьи arrow Источники повышения эффективности занятий в вузах
26.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Источники повышения эффективности занятий в вузах

Источники повышения эффективности занятий в вузахНа различных уровнях положительного отношения студентов.

Во всей сложной работе преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности занятия представляет собой одну из главных задач.

Обычно все проблемы преподаватели связывают с переусложненностью программ и нехваткой учебников. И в этом есть доля истины. Вместе с тем перегрузка студентов в основном определяется низкой эффективностью занятий. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача - учить работать на занятии и вне его.

Источниками повышения эффективности занятия являются: интерес к учению, самостоятельная работа на занятии, умелое использование средств обучения, сотрудничество студентов, преподавателя и студентов на занятии, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный отдых на занятии, устранение формализма в подходе к новой теме.

Одним из источников повышения эффективности занятия является создание интереса к учению, что часто, к сожалению, не всегда можно наблюдать на занятиях в наших вузах. Занятие только тогда эффективно, когда преподаватель всесторонне изучил студента, а изучить его помогает и внеаудиторная работа. Но зачастую, многие преподаватели отводят мало времени проведению воспитательных мероприятий.

С первых шагов учебы в институте студенты уже учатся выражать свои мысли и в письменной, и в устной форме, они анализируют и рецензируют ответы студентов, вступают в дискуссию с преподавателем. Если у студента нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.

Для развития самостоятельности мышления можно ввести занимательные задания для развития мышления. Это своего рода игры, они длятся около 8 минут. Некоторые педагоги новаторы используют такой способ на своих занятиях. Выполняя эти задания, студенты овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, связей и отношений между предметами, явлениями и событиями окружающего мира.

На эффективность занятий влияет отрицательное отношение студентов к учению, бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, неумение преодолевать трудности, нежелание учиться. К учению наблюдается постепенное нарастание мотиваций от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.*

Ещё одним важным показателем эффективности занятий является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Отношение студентов к учению педагоги характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

  1. готовность выполнять учебные задания;
  2. стремление к самостоятельной деятельности;
  3. сознательность выполнения заданий;
  4. систематичность обучения;
  5. стремление повысить свой личный уровень.

В своей работе опытный преподаватель для достижения эффективности занятий должен использовать некоторые правила, такие как:

  1. опираться на желания студентов;
  2. использовать идентификацию;
  1. учитывать интересы и склонности;

- использовать намерения обучаемых;

  1. поощрять желания добиться признания;
  2. признавать достоинства;
  3. одобрять успехи.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации в которых студенты должны:

  1. отстаивать своё мнение;
  2. принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  3. ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям;
  4. рецензировать ответы других студентов;
  5. заниматься обучением отстающих;
  6. находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы).

Одним из постоянно сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Эффективность занятий зависит от интереса студентов к предмету и изучаемой теме. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов студентов от их отношения к преподавателю. С интересом учатся у тех преподавателей, которых любят и уважают.  

 Источником повышения эффективности занятий является, также, умение преподавателя так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний студентов. Настоящий преподаватель всегда найдёт нестандартный ответ на любой вопрос.

Среди многообразия путей и средств, выбранных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, можно выделить:

  1. увлеченное преподавание;
  2. новизну учебного материала;
  3. историзм;
  4. показ практического применения знаний в связи с жизненными планами студентов;
  5. использование новых и нетрадиционных форм обучения;
  6. чередование форм и методов обучения;
  7. проблемное обучение;
  8. обучение с компьютерной поддержкой;
  9. применение мультимедиа – систем;
  10. взаимообучение (в парах, микрогруппах);
  11. тестирование знаний, умений;
  12. показ достижений обучаемых;
  13. создание ситуаций успеха;
  14. педагогический такт и мастерство педагога;
  15. отношение педагога к своему предмету.

Для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество студентов. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения.

Важно и сотрудничество студентов между собой в процессе обучения на занятии. Часто преподаватели бывают строги, когда запрещают студенту в процессе работы над учебным материалом, посоветоваться, попросить его помощи или оказать ему помощь.

Если на занятии «рабочая» обстановка (спор, диспут, дискуссия и т.д.), то это нужно только приветствовать.

Совместные действия студентов налаживаются не сразу, нужно специально их формировать, время от времени пересаживать их, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести себя в коллективе.

И еще один из важных вопросов обучения. Чем чаще студент отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если студент готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно, но такого ощущения не должно происходить, поскольку студент должен понимать, что учится и получает знания для расширения своего кругозора.

На занятиях необходимо отводить время для ежедневных письменных работ, обязательно ежедневно оценивать эти работы. Только ежедневный контроль помогает выявить тех студентов, которые что-то не доработали, и помочь им.

Нужно выработать привычку смотреть на учебный материал глазами студента, мысленно поставить себя на его место (эмпатия), взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые могут ожидать студентов в процессе обучения.

Находить пути эффективности занятий поможет профессионально-педагогическое самосовершенствование преподавателя. Каждый преподаватель может собрать методическую копилку (общая тетрадь, блокнот и т.п.), в которой записываются вопросы педагогики и дидактики, вопросы воспитания, кладезь народной мудрости, интересные задачи и примеры для индивидуальных заданий.

Таким образом, преподаватель, если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, а тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед высшим учебным заведением.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru