Источники повышения эффективности занятий в вузах
На различных уровнях положительного отношения студентов.
Во всей сложной работе преподавателя по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в вузе, повышение эффективности занятия представляет собой одну из главных задач.
Обычно все проблемы преподаватели связывают с переусложненностью программ и нехваткой учебников. И в этом есть доля истины. Вместе с тем перегрузка студентов в основном определяется низкой эффективностью занятий. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача - учить работать на занятии и вне его.
Источниками повышения эффективности занятия являются: интерес к учению, самостоятельная работа на занятии, умелое использование средств обучения, сотрудничество студентов, преподавателя и студентов на занятии, ежедневный контроль знаний, умений, навыков, своевременный отдых на занятии, устранение формализма в подходе к новой теме.
Одним из источников повышения эффективности занятия является создание интереса к учению, что часто, к сожалению, не всегда можно наблюдать на занятиях в наших вузах. Занятие только тогда эффективно, когда преподаватель всесторонне изучил студента, а изучить его помогает и внеаудиторная работа. Но зачастую, многие преподаватели отводят мало времени проведению воспитательных мероприятий.
С первых шагов учебы в институте студенты уже учатся выражать свои мысли и в письменной, и в устной форме, они анализируют и рецензируют ответы студентов, вступают в дискуссию с преподавателем. Если у студента нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьется глубокий интерес к какой-либо области знаний.
Для развития самостоятельности мышления можно ввести занимательные задания для развития мышления. Это своего рода игры, они длятся около 8 минут. Некоторые педагоги новаторы используют такой способ на своих занятиях. Выполняя эти задания, студенты овладевают приемами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, связей и отношений между предметами, явлениями и событиями окружающего мира.
На эффективность занятий влияет отрицательное отношение студентов к учению, бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, неумение преодолевать трудности, нежелание учиться. К учению наблюдается постепенное нарастание мотиваций от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.*
Ещё одним важным показателем эффективности занятий является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Отношение студентов к учению педагоги характеризуют активностью. Активность определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень.
В своей работе опытный преподаватель для достижения эффективности занятий должен использовать некоторые правила, такие как:
- опираться на желания студентов;
- использовать идентификацию;
- учитывать интересы и склонности;
- использовать намерения обучаемых;
- поощрять желания добиться признания;
- признавать достоинства;
- одобрять успехи.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации в которых студенты должны:
- отстаивать своё мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим сокурсникам и преподавателям;
- рецензировать ответы других студентов;
- заниматься обучением отстающих;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы).
Одним из постоянно сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Эффективность занятий зависит от интереса студентов к предмету и изучаемой теме. Первой общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов студентов от их отношения к преподавателю. С интересом учатся у тех преподавателей, которых любят и уважают.
Источником повышения эффективности занятий является, также, умение преподавателя так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний студентов. Настоящий преподаватель всегда найдёт нестандартный ответ на любой вопрос.
Среди многообразия путей и средств, выбранных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, можно выделить:
- увлеченное преподавание;
- новизну учебного материала;
- историзм;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами студентов;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения;
- чередование форм и методов обучения;
- проблемное обучение;
- обучение с компьютерной поддержкой;
- применение мультимедиа – систем;
- взаимообучение (в парах, микрогруппах);
- тестирование знаний, умений;
- показ достижений обучаемых;
- создание ситуаций успеха;
- педагогический такт и мастерство педагога;
- отношение педагога к своему предмету.
Для повышения эффективности занятия очень важна забота о студентах, понимание значения умелой организации их учебного труда, сотрудничество студентов. Сотрудничество со студентами возможно только при большом уважении друг к другу, когда идет свободный обмен мнениями по интересующим вопросам. Это возможно только при демократическом стиле общения.
Важно и сотрудничество студентов между собой в процессе обучения на занятии. Часто преподаватели бывают строги, когда запрещают студенту в процессе работы над учебным материалом, посоветоваться, попросить его помощи или оказать ему помощь.
Если на занятии «рабочая» обстановка (спор, диспут, дискуссия и т.д.), то это нужно только приветствовать.
Совместные действия студентов налаживаются не сразу, нужно специально их формировать, время от времени пересаживать их, чтобы у них накапливался опыт общения, умение вести себя в коллективе.
И еще один из важных вопросов обучения. Чем чаще студент отвечает, чем чаще он узнает, правильно или неправильно он понял, решил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если студент готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно, но такого ощущения не должно происходить, поскольку студент должен понимать, что учится и получает знания для расширения своего кругозора.
На занятиях необходимо отводить время для ежедневных письменных работ, обязательно ежедневно оценивать эти работы. Только ежедневный контроль помогает выявить тех студентов, которые что-то не доработали, и помочь им.
Нужно выработать привычку смотреть на учебный материал глазами студента, мысленно поставить себя на его место (эмпатия), взглянуть на материал с его точки зрения и увидеть всевозможные психологические барьеры, которые могут ожидать студентов в процессе обучения.
Находить пути эффективности занятий поможет профессионально-педагогическое самосовершенствование преподавателя. Каждый преподаватель может собрать методическую копилку (общая тетрадь, блокнот и т.п.), в которой записываются вопросы педагогики и дидактики, вопросы воспитания, кладезь народной мудрости, интересные задачи и примеры для индивидуальных заданий.
Таким образом, преподаватель, если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, а тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед высшим учебным заведением.
|