Главная
24.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Изучение передового опыта как показатель творческой деятельности учителя

Изучение передового опыта как показатель творческой деятельности учителя

Изучение передового опытаВ настоящее время можно констатировать, что вопросы педагогического творчества учителей и воспитателей актуализировались как никогда ранее.

Педагог, находящийся в постоянном поиске, гораздо быстрее достигает высших уровней профессионализма и педагогического мастерства.

Суть личностно ориентированной парадигмы образования состоит в смещении основного акцента в деятельности педагога с позиции функционального исполнителя, которую он выполнял ранее, на актуализацию творческих аспектов педагогического труда, на развитие его деятельности. Творческая деятельность переходит в исследовательскую всякий раз, когда педагог, решая обобщить свой опыт, внедрить опыт своих коллег или новые технологии, сознательно применяет такие методы исследования, которые дают возможность получить объективные данные о результатах проводимой им творческой работы.

Анализ официальных требований к современному учителю, воспитателю показал, что они должны быть готовы к изучению, анализу и прогнозированию развития личности и жизнедеятельности обучающихся, к осуществлению комплексных преобразований в образовательной системе, к преодолению противоречий ее развития. Они должны быть способны решать комплекс задач, связанных с различными сферами педагогического труда.

Необходима им и готовность к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учета интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности .

Учитель должен быть творческой личностью и творчески подходить к своей профессиональной деятельности для достижения высоких результатов в воспитании и обучении молодого поколения. Для этого на протяжении всей своей жизни учитель должен изучать педагогические явления, передовой педагогический опыт.

Изучение передового педагогического опыта является одним из традиционных методов педагогических исследований учителя. Изучение такого опыта обязательно сочетается с другими традиционными методами: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение ученического творчества, беседы.

Традиционными называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки. Это методы, которыми пользовались Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци; применяются они в науке и поныне.

Изучение передового педагогического опыта издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает, организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С по­мощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесобразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому рассматриваемый метод нередко называют еще историческим.

Этот метод тесно сочетается с другим методом изучением первоисточников, называемым также архивным. Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов и конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, уставы, учебные книги, расписания занятий словом, все материалы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном, несколько суженном смысле  под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельных учителей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педагогической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов.

Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В.Ф. Шата­лова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигнутые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, совершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований:

  • особое внимание  необходимо обращать на факты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам;
  • важно во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания;
  • чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

Наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогического опыта – наблюдение. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные его отличия следующие:

  • определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;
  • результаты обязательно фиксируются;
  • полученные данные обрабатываются.

Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение передового опыта не проходит без анализа школьной документации, характеризующей учебно-воспитательный процесс. Источники информации классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписание учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты, стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями. Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью, тем, как составлено расписание, и работоспособностью учеников и т. д.

Изучение продуктов ученического творчества, домашних и классных работ по всем учебным предметам-сочинений, рефератов, отчетов, результатов эстетического и технического творчества о многом скажет опытному исследователю. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые продукты свободного времени, хобби-занятий. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности это, лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.

Беседы также относятся к традиционным методам педагогических исследований и проводятся с целью изучения передового опыта. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

наличие четкого, продуманного, с учетом особенностей личности собеседника плана беседы;

обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Результаты бесед, наблюдений, анализа педагогической и методической научной литературы составляют процесс изучения передового опыта. Этот процесс носит аналитический характер, так как вызывает необходимость глубокого анализа педагогических инноваций с целью дальнейшего внедрения их в собственной педагогической практике. Все это предполагает качественный переход от низкого к более высокому уровню профессионального мастерства.

Такой переход требует активных, деятельностных форм обучения, так как современное общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

Автор: Р.Х. Джураев, К.У. Атабаев

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru