Критерии нравственной воспитанности школьников
Полноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности.
В педагогической науке выделяются ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития учащихся. Преобладает подход к моральной оценке воспитанников, рекомендующий опираться на достаточно обширные перечни рядоположенных, но не сведенных в целостную структуру личности нравственных свойств, таких как трудолюбие, гуманность, честность, бережливость, скромность, дисциплинированность, вежливость и др. Опыт показывает, что с помощью подобного рода измерителей можно получить множество частных, отрывочных сведений об изучаемой личности. Наиболее адекватной необходимо признать, на наш взгляд, категорию «моральная направленность». Именно это моральное свойство глубже и ярче всего отражает нравственную специфику человека, стержневые особенности его мотивационной структуры.
Моральная направленность личности — сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них могут устойчиво занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную, второстепенную роль, что находит свое выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравственно-ценные или же, наоборот, неприемлемые поступки и действия.
В педагогической науке выделяют два основных типа направленности: положительную (нравственную) и негативную (аморальную). Обобщив современные представления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются: приверженность принципам демократического, гуманного общества и общечеловеческим морально-этическим ценностям, гражданственность, действенный патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду.
Необходимо признать, что для регулирования воспитательного процесса деление направленности лишь на две альтернативные разновидности оказывается недостаточным. Материалы педагогических наблюдений показывают, что основные различия у воспитанников проявляются не только в нравственном или этически неприемлемом поведении, но еще и в том, насколько устойчиво или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации.
Анализ возможных типов направленности позволяет выделить в качестве главных синтетических единиц измерения три позитивные разновидности: малоустойчивую, устойчивую, высокоустойчивую. Первая характеризуется преобладанием в мотивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в систематическом педагогическом подкреплении.
Вторую направленность отличают достаточно прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному нравственному должному поведению в обычных ситуациях, т.е. в типичных обстоятельствах, не осложненных какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями.
Третья — воплощает в себе наивысший, эталонный уровень нравственного развития личности, проявляющийся в ее способности высоконравственно поступать в повседневных ситуациях, требующих максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного.
При оценке моральных суждений важно учитывать, насколько полно и глубоко осмыслены такие важные общечеловеческие понятия нравственности, как совесть, честь, порядочность, справедливость, доброта. Все они входят как обязательный компонент в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизм, гражданская ответственность должны занимать в структуре морального сознания школьника приоритетное, определяющее положение.
Что касается практической поведенческой моральной готовности, то ее в системе функциональных критериев воспитанности определяют уровень реального поведения ученика, его умения соблюдать важнейшие правила общежития, стремления выполнять основные социально-нравственные обязанности. В состав минимально необходимых учащимся средней школы умений, навыков, от которых зависит успешность их деятельности, входят умения собственно поведенческие, учебные, трудовые, общественно-организаторские, элементарно-педагогические, а также — обеспечивающие действенность самообразования и самовоспитания.
Центральное место в программе изучения личности школьников отводится выявлению специфики ее моральной направленности и прямо связанных с нею личностных качеств, характеризующих общую нравственную позицию человека, его отношение к основным моральным и гражданским обязанностям. Одни любят черчение, а другим нравятся история. Важно постоянно иметь в виду, что само изучение общих и сопряженных с ними функциональных нравственных свойств проходит особенно продуктивно, если оба процесса протекают синхронно и строятся на основе тесной взаимозависимости. Так, в результате познания тех или иных нравственных качеств ученика у учителя складывается и уточняется представление о его общей моральной направленности, которое помогает точнее оценить отдельные личностные черты изучаемого. Опыт диагностической работы показывает, что система моральных критериев, применяемая с учетом возможностей определенного возраста, позволяет как целостно, так и по отдельным частям вполне адекватно определить воспитанность самых разных учащихся.
Современные критерии оценки нравственных качеств личности основываются на общечеловеческих ценностях и восходят к нормам морали, утверждавшимся еще в далеком прошлом, в частности — в философских трактатах ученых-энциклопедистов средневековья. Например, Фараби дает следующие толкования общественных критериев нравственности: «Хороший нрав и сила ума, оба вместе являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве, в ней самой и в ее действиях. Если они оба — хороший нрав и сила ума — имеют место, то мы получаем превосходство в нас самих и наших действиях, и благодаря им обоим мы становимся благородными, благими и добродетельными: наш образ становится добродетельным, а наше поведение — похвальным.»
«Добродетели бывают двух видов — этические и интеллектуальные, — пишет Фараби. — Интеллектуальные — это добродетели разумной части души, такие как мудрость, разум, сообразительность, острота ума, понятливость. Этические — это добродетели стремящейся части души, такие как умеренность, храбрость, щедрость, справедливость.»
«Добродетели могут быть достигнуты двумя первичными путями — обучением и воспитанием.»
Эти взгляды разделяли и другие ученые. Беруни верил в то, что нравственные качества человека приобретаются им в самой жизни и, прежде всего, в трудовой деятельности, в общении и взаимодействии с другими людьми, что человек, наделенный разумом, должен уметь правильно оценивать свое поведение, видеть свои пороки и своевременно избавляться от них.
|