Главная arrow Статьи arrow Критерии нравственной воспитанности школьников
19.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Критерии нравственной воспитанности школьников

Критерии нравственной воспитанности школьниковПолноценное нравственное воспитание школьников предполагает наличие четких, однозначных критериев моральной воспитанности.

В педагогической науке выделяются ведущие признаки, характеризующие тот или иной уровень нравственного развития учащихся. Преобладает подход к моральной оценке воспитанников, рекомендующий опираться на достаточно обширные перечни рядоположенных, но не сведенных в целостную структуру личности нравственных свойств, таких как трудолюбие, гуманность, честность, бережливость, скромность, дисциплинированность, вежливость и др. Опыт показывает, что с помощью подобного рода измерителей можно получить множество частных, отрывочных сведений об изучаемой личности. Наиболее адекватной необходимо признать, на наш взгляд, категорию «моральная направленность». Именно это моральное свойство глубже и ярче всего отражает нравственную специфику человека, стержневые особенности его мотивационной структуры.

Моральная направленность личности — сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей. Одни из них могут устойчиво занимать лидирующее положение, другие — играть подчиненную, второстепенную роль, что находит свое выражение в той или иной направленности индивида, позволяющей ему совершать нравственно-ценные или же, наоборот, неприемлемые поступки и действия.

В педагогической науке выделяют два основных типа направленности: положительную (нравственную) и негативную (аморальную). Обобщив современные представления о содержании зрелых форм положительной моральной направленности, можно считать, что ее определяющими чертами являются: приверженность принципам демократического, гуманного общества и общечеловеческим морально-этическим ценностям, гражданственность, действенный патриотизм, межнациональная доброжелательность, стремление к добросовестному, социально направленному труду.

Необходимо признать, что для регулирования воспитательного процесса деление направленности лишь на две альтернативные разновидности оказывается недостаточным. Материалы педагогических наблюдений показывают, что основные различия у воспитанников проявляются не только в нравственном или этически неприемлемом поведении, но еще и в том, насколько устойчиво или насколько прочна сложившаяся у данного индивида структура мотивации.

Анализ возможных типов направленности позволяет выделить в качестве главных синтетических единиц измерения три позитивные разновидности: малоустойчивую, устойчивую, высокоустойчивую. Первая характеризуется преобладанием в мотивационной структуре личности добрых, нравственных побуждений, которые, однако, слабы и непрочны. Их реализация нуждается в систематическом педагогическом подкреплении.

Вторую направленность отличают достаточно прочно утвердившиеся нравственные потребности и мотивы, которые проявляются в устойчивой способности к самостоятельному нравственному должному поведению в обычных ситуациях, т.е. в типичных обстоятельствах, не осложненных какими-либо особо сильными внутренними или внешними препятствиями.

Третья — воплощает в себе наивысший, эталонный уровень нравственного развития личности, проявляющийся в ее способности высоконравственно поступать в повседневных ситуациях, требующих максимальной личной самоотдачи во имя нравственного должного.

При оценке моральных суждений важно учитывать, насколько полно и глубоко осмыслены такие важные общечеловеческие понятия нравственности, как совесть, честь, порядочность, справедливость, доброта. Все они входят как обязательный компонент в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизм, гражданская ответственность должны занимать в структуре морального сознания школьника приоритетное, определяющее положение.

Что касается практической поведенческой моральной готовности, то ее в системе функциональных критериев воспитанности определяют уровень реального поведения ученика, его умения соблюдать важнейшие правила общежития, стремления выполнять основные социально-нравственные обязанности. В состав минимально необходимых учащимся средней школы умений, навыков, от которых зависит успешность их деятельности, входят умения собственно поведенческие, учебные, трудовые, общественно-организаторские, элементарно-педагогические, а также — обеспечивающие действенность самообразования и самовоспитания.

Центральное место в программе изучения личности школьников отводится выявлению специфики ее моральной направленности и прямо связанных с нею личностных качеств, характеризующих общую нравственную позицию человека, его отношение к основным моральным и гражданским обязанностям. Одни любят черчение, а другим нравятся история. Важно постоянно иметь в виду, что само изучение общих и сопряженных с ними функциональных нравственных свойств проходит особенно продуктивно, если оба процесса протекают синхронно и строятся на основе тесной взаимозависимости. Так, в результате познания тех или иных нравственных качеств ученика у учителя складывается и уточняется представление о его общей моральной направленности, которое помогает точнее оценить отдельные личностные черты изучаемого. Опыт диагностической работы показывает, что система моральных критериев, применяемая с учетом возможностей определенного возраста, позволяет как целостно, так и по отдельным частям вполне адекватно определить воспитанность самых разных учащихся.

Современные критерии оценки нравственных качеств личности основываются на общечеловеческих ценностях и восходят к нормам морали, утверждавшимся еще в далеком прошлом, в частности — в философских трактатах ученых-энциклопедистов средневековья. Например, Фараби дает следующие толкования общественных критериев нравственности: «Хороший нрав и сила ума, оба вместе являются человеческим достоинством в том смысле, что добродетель каждой вещи состоит в превосходстве и совершенстве, в ней самой и в ее действиях. Если они оба — хороший нрав и сила ума — имеют место, то мы получаем превосходство в нас самих и наших действиях, и благодаря им обоим мы становимся благородными, благими и добродетельными: наш образ становится добродетельным, а наше поведение — похвальным.»

«Добродетели бывают двух видов — этические и интеллектуальные, — пишет Фараби. — Интеллектуальные — это добродетели разумной части души, такие как мудрость, разум, сообразительность, острота ума, понятливость. Этические — это добродетели стремящейся части души, такие как умеренность, храбрость, щедрость, справедливость.»

«Добродетели могут быть достигнуты двумя первичными путями — обучением и воспитанием.»

Эти взгляды разделяли и другие ученые. Беруни верил в то, что нравственные качества человека приобретаются им в самой жизни и, прежде всего, в трудовой деятельности, в общении и взаимодействии с другими людьми, что человек, наделенный разумом, должен уметь правильно оценивать свое поведение, видеть свои пороки и своевременно избавляться от них.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru