Главная arrow Статьи arrow Методологическая основа самообразовательной компетентности
26.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Методологическая основа самообразовательной компетентности

Универсальным средством систематизации педагогической информации служат принципы обучения, раскрывающие сущность того или иного подхода к учебному процессу.

В научно-педагогической литературе определены критерии отнесения тех или иных идей к принципам обучения:

  • инструментальность принципа, которая заключается в возможности его применения и известном способе применения;
  • универсальность принципа, т. е. отнесенность принципа ко всему обучению или к такому его элементу, без которого обучение неосуществимо;
  • необходимость принципа, состоящая в невозможности организовать без него полноценное обучение;
  • независимость принципов, их непере-крещиваемость, неподменяемость и непоглощаемость другими принципами;
  • достаточность всей совокупности принципов, обеспечивающей целостный и полноценный процесс обучения.

Всем указанным критериям в наибольшей степени соответствует определение дидактического принципа, данное В.И. Загвязинский: дидактический принцип — «это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции, это методологическое отражение познанных законов и закономерностей, это знания о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженные в форме, позволяющей использовать их в качестве результативных норм практики».

Чтобы выяснить роль и место принципа самообразования среди других принципов, необходимо в качестве критерия систематизации назвать такое свойство, которое дистанцировало бы данный принцип от всех остальных. Только когда принцип самообразования выступит в роли самостоятельного элемента избранной системы соответствия стратегии самореализации личности развитию социального целого. Принцип самообразования акцентирует внимание на этой особенности педагогического взаимодействия, подчеркивает необходимость целенаправленного осуществления комплекса мер по модернизации учебно-познавательной деятельности в соответствии с изменением условий, предмета и средств общественного труда.

Основным критерием выделения самообразования в качестве независимого принципа служит адаптационный критерий, характеризующий взаимодействие основных структурных элементов учебного процесса: обучающего как субъекта педагогического воздействия, обучаемого как субъекта учебно-познавательной деятельности и объекта учебного познания, представленного постоянно совершенствующимися системой научных знаний и технологиями производства.

Согласно этому критерию можно выделить три группы принципов, направленных на совершенствование вполне определённых взаимодействий:

  1. принципы адаптационного взаимодействия обучающего с обучаемым;
  2. принципы адаптационного взаимодействия обучающего с объектом учебного познания;
  3. принципы адаптационного взаимодействия обучаемого с объектом учебного познания.

К первой группе принципов можно отнести принципы доступности, систематичности, мо-тивационного обучения и др. Вторую группу составляют принципы научности, последовательности, межпредметных связей и т. п. В третью группу входят принципы активности, сознательности, прочности и некоторые другие.

Методологическая основа самообразовательной компетентностиЗдесь следует отметить, что предлагаемая классификация не является общей и универсальной, а содержит характерную только для неё совокупность принципов. Принцип самообразования может быть отнесён к одной из выделенных групп принципов в зависимости от субъекта самообразования. Действительно, в педагогическом процессе возможны два типа самообразования:

  • самообразование обучающего,
  • самообразование обучаемого. Принцип самообразования, отнесенный к третьей группе принципов, является методологическим принципом самообразования обучаемого. Он отражает направленность процесса обучения и воспитания на формирование познавательной деятельности, управляемой самим субъектом деятельности с целью приобретения систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. Принцип самообразования лежит в основе всех других принципов, принадлежащих третьей группе, и существует одновременно, по крайней мере, в трех аспектах — в технологическом (принципиальная, качественная сущность), в содержательном (имеющем онтологическую и логическую стороны) и в генетическом (отражающем важные черты их формирования).

Хотя современная трактовка педагогических принципов ориентирует на всемерное развитие учебно-познавательной деятельности, идея руководства самообразованием еще не получила в дидактической теории достаточно четкого отражения. Поэтому представляется необходимым конкретизировать принцип самообразования рядом частных принципов и требований, принадлежащих третьей группе и обеспечивающих непрерывную ориентацию процесса обучения на самообразование.

В настоящее время активно внедряемый в практику образования компетентностный подход напрямую связан с методологией образования, с содержанием педагогических принципов, положенных в основу учебного процесса. Принцип обучения и профессиональная компетентность выпускника соотносятся как сущность и ее проявление, как причина и следствие, как цель и результат. В этом аспекте прослеживается взаимосвязь принципа самообразования и самообразовательной компетентности.

Под самообразовательной компетентностью мы понимаем комплексную характеристику специалиста, отражающую его готовность и способность осуществлять эффективную самообразовательную деятельность в условиях непрерывно изменяющихся современных производственных и образовательных процессов.

-

Пишите диплом, или курсовую работу? А может быть уже закончили? Оформите свои работы грамотно и красиво! Поможет вам в этом переплет от переплетной мастерской Динара. На сайте мастерской представлен огромный выбор работ, где вы можете подобрать для себя из готовых, или заказать абсолютно уникальный переплет.

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru