Методологические требования к качеству педагогических исследований
Задача педагогической науки – разрабатывать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.
От педагогической науки требуется влиять на педагогическую деятельность, преобразовывать, совершенствовать её.
Методология педагогики есть система знаний об основах и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах получения знаний, обосновании программ, форм и методов, оценке качества исследовательской работы.
Педагогическое исследование соответствует своему назначению, если носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать её, другими словами, выполняет функции педагогического прогнозирования.
Педагогическое прогнозирование - это специально организованное комплексное научное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм педагогической деятельности на разных ступенях образования.
Для прогнозирования в области профессионального образования характерен комплексный (системный) подход, суть которого в стыковке результатов социально-экономического, научно-технического, демографического, культурно-эстетического и других направлений прогнозирования. Чтобы опередить и улучшить практику, педагогика должна использовать всё богатство человеческой культуры, достижения общественного развития практики, социального опыта в целом, отражение этого опыта в научном познании.
Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания. Построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественно-научного цикла не удаётся. Прогностическая функция педагогической теории в отличие, например, от теории в физике, состоит не только в предвидении протекания процесса (в данном случае педагогического). В педагогических исследованиях важно не только предсказать, как будет вести себя именно эта изучаемая педагогическая система, необходимо ещё показать, как эту систему можно преобразовать и улучшить.
Из вышесказанного следует, что педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая деятельность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого (как в физике, химии или истории). В педагогической науке совмещаются две функции:
- научно-теоретическая;
- конструктивная.
Научно-теоретическая функция присуща всем фундаментальным наукам - физике, химии, биологии и др; конструктивная техническим наукам, медицине и др. В педагогике эти функции совмещаются. Так, предпосылкой для предсказания (прогностическая функция) является объяснение положения вещей путем поиска закономерностей, из которых это положение вытекает в данных условиях.
Поэтому педагогику нельзя характеризовать только,, как теоретическую или только как прикладную науку. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую деятельность, как она есть. Осуществляя конструктивную функцию, он отражает педагогическую действительность такой, какой она должна быть.
Педагогическая наука всегда будет изучать закономерности в педагогической деятельности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать пути и средства внедрения непрерывно появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего, способствовать росту интеллектуального педагогического богатства общества. Поэтому исследования в области педагогики направлены на:
- вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются, как между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве достигнутых результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных её параметрах через;
- преобразование педагогических систем: реформы, инновационные процессы, изменения сложившегося опыта, реконструкция сложившихся моделей обучения и воспитания;
- разработку новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- разработку теории и практики применения новых педагогических и информационных технологий;
- изучение, обобщение и интерпретацию опыта педагогической деятельности.
Наука никогда не может дать полного и исчерпывающего его отражения. В изучении педагогического опыта наблюдаются две тенденции:
- изучение и оценка традиционного и передового педагогического опыта.
- изучение и оценка, наряду с передовым, отрицательного педагогического опыта. Оказалось, что педагогические ошибки, при их тщательном исследовании, дают более полную картину реальной педагогической действительности.
Педагогическое исследование предполагает последовательность реализации ряда этапов. В их числе:
- выявление проблемной ситуации в теории и практике;
- анализ объекта и предмета исследования;
- постановка целей и задач;
- выдвижение гипотез;
- обоснование рационального подхода;
- выбор методов, приёмов, процедур получения соответствующих данных;
- экспериментальная проверка гипотезы;
- формулирование теоретических и практических рекомендаций.
Принадлежность работы к педагогическим исследованиям в области педагогики определяется по следующим признакам. Это прежде всего:
- характер научно-познавательных целей, то есть выявление эффективности того или иного научно обоснованного метода обучения или воспитания. Цель это представление данных о результате. Чтобы получить результат, нужно применить средства. Для исследователя - это методы и процедуры научного познания;
- выделение объекта педагогических исследований, т.е. какого-то участка педагогической деятельности;
- применение специальных методов научного исследования: создание гипотез, наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, тестирование, моделирование, анализ, экспериментирование и др;
- однозначность терминологии. В рамках одного научного труда автор обязан точно определить главные понятия и до конца придерживаться их;
- соблюдение логики педагогического исследования последовательности и законченности этапов раскрытия содержания.
Основные этапы и процедуры, характеризующие логику педагогического исследования
Любое педагогическое исследование, в конечном счёте, является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. Переход от отображения педагогической деятельности к её преобразованию в структуре научного обоснования можно представить как процесс формирования ряда моделей в их взаимосвязи.
Намечая логику исследования, обычно определяют ряд частных задач для получения промежуточных результатов. Эти задачи должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Чтобы представить обобщённую логику педагогических исследований в доступном виде, изобразим её как последовательность этапов перехода от эмпирического описания педагогической деятельности (как она представляется исследователю в первом приближении) к её отображению в абстрагированных моделях.
Педагогическое моделирование это метод разработки и создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, а результат исследования переносится с модели на объект. Модели могут быть прогностическими, теоретическими, математическими, проектными.
Педагогическое проектирование предварительная и окончательная разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования. Объектами проектирования в деятельности педагога могут быть:
- педагогический процесс;
- педагогическая ситуация;
- педагогическая система.
Структурная модель этапов педагогических исследований
Аналитический
|
Проектный
|
Экспериментальный
|
Содержание этапов педагогических исследований включает следующие виды работ:
Аналитический
- Общее представление об объекте исследования. Это могут быть знания о фактах, эффективности или неэффективности тех или иных приёмов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов определённого типа, об успешности или неуспешности работы преподавателей. Затем на основе знаний из разных областей наук создается теоретическое представление об избранном объекте исследования.
- Моделирование осуществляется посредством разработки критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию.
- Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости её реформирования.
- Всесторонний анализ теоретических исследований по проблеме исследования.
Проектный
- Поиск общего представления о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нём. Проектная модель воплощает знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической деятельности, что нужно сделать, чтобы эту деятельность улучшить.
- Поиск образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений, идущих на смену устаревшему, неэффективному.
- Проектирование инновационной модели обновлённого участка педагогической системы.
- Построение алгоритма внедрения нового в практику.
Экспериментальный
- Экспериментальная апробация проектной модели в условиях учебного процесса.
- Математическая обработка результатов исследования.
- Конкретные нормы деятельности, материалы и указания для практиков, рекомендации для учителей, методистов, научных работников.
- Обоснование повышения качества труда преподавателя в результате нововведений.
- Ввод в профессиональную лексику новых понятий или уточнение существующих.
Внедрение результатов исследований в практику. Результаты педагогических исследований всегда обращены к практикам, которые, руководствуясь методологическими разработками по обновлению педагогической деятельности, решают задачи практического её использования.
В современных социально-экономических условиях авторы научных разработок в области образования и воспитания имеют возможность уже в начале исследовательских работ проектировать заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения, ожидаемые положительные результаты, формы предоставления итогов работы на рынок образовательных услуг.
Качество педагогических исследований оценивается по следующим показателям:
- Обоснование и формулировка положений методологического аппарата исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, новизна, значение для теории и практики, .защищаемые положения.
- Последовательность раскрытия логики.
- Системный подход в обосновании научных положений.
- Теоретическое обоснование каждого показателя научной новизны.
- Обоснованность используемой терминологии.
- Обусловленность выводов по каждому этапу исследования.
- Раскрытие основных положений методологического аппарата в описании результатов исследования.
- Достоверность результатов эксперимента.
Как показывает анализ диссертационных работ по педагогике, в них можно отметить ряд характерных недостатков, например:
- Нарушение логики педагогических наук: аналитический и проектный этапы излагаются вместе, что затрудняет определение научной новизны того или иного педагогического исследования.
- Основные положения методологического аппарата формулируются расплывчато, что не позволяет выделить особенности конкретного педагогического исследования.
- В результатах педагогического исследования отсутствует изложение основных положений методологического аппарата, что может свидетельствовать о неполной реализации поставленных задач и др.
Приведённые примеры показывают, что знание и соблюдение методологических требований к педагогическим исследованиям имеет большое значение как при проведении, так и при оценке качества диссертационных работ.
Автор: Р.Х. Джураев
|