Главная arrow Статьи arrow Межпредметные связи при преподавании спец-дисциплин с применением элементов
24.04.2024 г.
Методы обучения
Методика занятий
Подход к обучению
Принципы обучения
Система упражнений
Требования программы
Структура уроков
Взаимосвязь методов
Лексический навык
Исследования
Особенности обучения
Особенности речи
Содержание обучения
Основы чтения
Средства обучения
Цели обучения
Дистанционное обучение
Опрос
Помог ли Вам курс?

Игры разума
Аргументированное эссе
В поисках автора
Двухчастный дневник
Диаграмма Венна
З/Х/У
Кластер
Кубики
Мозговой штурм
Перепутанные цепи
Процедура РАФТ
Синквейн
Шесть цветов де Боно
Педагогические технологии

Межпредметные связи при преподавании спец-дисциплин с применением элементов современных педагогических технологий  

Межпредметные связи при преподавании спец-дисциплин с применением элементовСтуденты старших курсов инженерных факультетов за короткий семестровый период получают большой объём знаний и информаций по ранее незнакомым спецдисциплинам.

При этом им необходимо сконцентрировать и объединить разнообразные знания, умения, навыки теоретического, лабораторного и практического курса.  Всё это студентами должно восприниматься как единый взаимосвязанный комплекс.

Например, на 3 курсе по специальности «Эксплуатация и ремонт транспортных средств студенты изучают дисциплины Устройство автомобилей, Электрооборудование автомобилей», «Двигатели внутреннего сгоранияи др. Излагаемый материал в процессе обучения студенты воспринимают и усваивают в соответствии с той логикой, какую предлагают учебники, учебные пособия, лекционные курсы,методические указания, электронные учебники по предметам и т. п.

Обучаемый должен соотносить знания, полученные в аудитории по различным спецдисциплинам, и устанавливать связь между ними. В период интенсивного развития информационных технологий и системы Интернет, постоянного обновления технических и научных данных,быстроразвивающегося производства преподавателям спецдисциплин необходима целе направленная работа при изложении нового материала с учетом межпредметных связей, что предполагает использование интерактивных педтехнологий обучения, в частности, проблемное,проблемно-поисковое изложение материала с применением современных средств обучения(электронная доска, рабочий стол, электронный учебник,пособие... версии...и т. п.) Аксиоматические данные, явления, процессы, знакомые студентам из курса общеобразовательных предметов, канонические законы общетехнических дисциплин способствуют обучающимся глубже понять из сущность. Например, процессы, происходящие при тактах двигателя внутреннего сгорания (ДВС), увязывают с законами термодинамики (предметы ДВС-термодинамика).

Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общетехнических и спецдисциплин развивает кругозор,глубину мышления,способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах. Так, знания о коэффициенте объёмного расширения антифриза в системе охлаждения автомобиля и линейного расширения помогают понять их влияние на установку теплового зазора клапана двигателя. Следовательно,  систематичность усвоения материала, формирование умений и навыков студентов в значительной степени обеспечивается осуществлением межпредметных связей, являющихся важным условием прочности и действенности формируемых знаний. Особое значение приобретают межпредметные связи в системе среднего специального, профессионального и базового высшего технического образования где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общетехническими и специальными дисциплинами.

Являясь разнохарактерным, разнофункциональным элементом занятий межпредментные связи реализуются в единстве трактовки аналогичных явлений, понятий, законов. При изложении темы во взаимосвязанных дисциплинах необходим рациональный отбор учебного материала опорой на одни и те же основопологающие законы и теории. Процесс презентации знаний в разноаспектных связях является сложным поэтому преподаватель может использовать свои профессиональные, теоретические и прочие знания, практику, опыт, разнообразные дидактические средства для достижения цели урока. Методическая литература, дидактика обучения, а также собственный многолетний опыт и практика послужили основанием для выделения, следующих основных типов межпредметных связей:

1-по содержанию изучаемого материала; 2-по формируемым умениям 3-по методам и средствам обучения. По содержанию и формируемым умениям можно выделить 5 вида, а по методам и средствам обучения- 2 вида связи. Такое количество типов и видов свидельствует о многообразии способов и форм межпредметных связей в процессе обучения. Вышесказанное можно представить в виде таблицы:

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕСВЯЗИ

ТИПЫ

По содержанию изучаемого предмета.

По формируемым умениям.

По методам и средствам обучения.

ВИДЫ

1. По использованию знаний из других дисциплин.

1.1 Изучение техники и технологии на базе законов и явлений, изучаемых в общеобразовательных и общетехнических дисциплинах.

1. 2 Примеры из специальных дисциплин и лабораторных занятий, иллюстрирующие и  конкретизирующие законы и явления в изучаемых общеобразовательных и общетехнических дисциплинах.

1. 3 Ссылки на ранее изученный материал других дисциплин, побуждение у обучаемых применять полученные знания для объяснения или самостоятельного анализа новых фактов, явлений, понятий, закономерностей. (Устройство автомобиля-физика. Тепловой зазор клапанов.)

1.  По умениям планирования.

1. 1 Составление плана (устно, писменьно) предстоящего действия (интелектуального или практического. )

1.2 Принятие решения только после анализа условий,  данных и основ-ной задачи предстоящего действия. (Устройство автомобиле-техническая эксплуатация автомобилей.)

1.3 Смысловоерешение задач (мысленное  составление алгоритма решения) перед их математическим, графическим или технологическим решением. (Проблемно-поисковое обучение.) (Основы теории надеж-ности и диагностика автомобилей.)

 

1.  По методам и методическим приёмам.

1. 1 Согласование методов  и методических приемов учебной работы по различным дисциплинам (проблемное изложение, эвристический, репродуктивный, алгоритмический, творческий, кластер, синквэйн, слайды, мультимедииные средства, лабораторные работы, практические занятия и т.п.)

1.2. Координация методических приёмов изучения однотипных элементов учебного материала в различных дисциплинах. (Физика-электрическое и электронное оборудование автомобилей. )

1.3.Согласование преподавателями различных дисциплин, применяемых методовисследования и ознакомление обучаемых с их смыслом. (Специальные дисциплины естественные общетехнические дисциплины. )

2.  По законам и теориям для объяснения явлений и процессов изучаемых в различных дисциплинах.

2. 1.Использование одной и той же теории или закона для обоснования или раскрытия различных явлений, изучаемых в разных дисциплинах. (Теория автомобиля-автомобильные дороги. Коэффициент дорожного сцепления. ) (Д. В. С. термодинамика, процессы в двигателе

внутреннего сгорания.)

 

2.  По интелектуальным

умениям.

2. 1. Доказательность ответов.

2. 2 Обучение студентов рациональным способам сравнения явлений, умениям находить общность и различие, делать выводы и обобщения (таблицы для сравнения, графики для исследования зависимостей, схемы для уяснения принципа действий и т. п.) (Д.В.С.термодинамика. Таблицы характеристик автомобилей.)

2. 3 Единый подход к применению систем единиц измерения.(Физика-теория автомобиля.) Математический анализ учебных и лабораторных (практических) задач.

Обучение рациональным приёмам изучения и освоения дисциплин, конспектирование учебного материала излагаемого преподавателем. (Теория автомобиля - Д.В.С. и др.)

 

 

3. По единству трактовки понятий, явлений, процессов,изучаемых в различных дисциплинах.

3. 1. Трактовка одних и тех же одинаковых по существу

вопросов с единых научно-технических понятий. Единство научной трактовки формулировок, координации терминологии, единых измерений.

(Д. В. С. -термодинамика.)

3. 2. Чёткое разграничение и объяснение сущности

понятий, близких по форме или смыслу (передаточное

отношение(n), передаточное число(i), вес-Р, масса-m, и т.п.)

3.3. Обучение студентов (учащихся) способам оперирования понятиями полученными в результате изучения одних дисциплин при овладении новым мате

риалом по другим дисциплинам. (Устройство автомобиля-теория автомобиля-двигатели внутреннего сгорания.  )

3.  По практическим (лабораторным) умениям

3. 1. Пользование контроль но-измерительными приборами, инструментами. (Основы автостроения-основы стандартизации, метрологии и технические измерения.)

3. 2 Использование Э. В. М.при выполнении расчётных работ. (Курсовое проектирование-Основы информатики.)

3. 3. Единый подход к анализу работы машин и механизмов и их диагностике. (Д. В. С.-основы информатики-теория надёжности.)

 

 

4.По отбору изучаемого материала.

4.1. Концентрация изучения отдельных вопросов, предусмотренных программами различных дисциплин, в одной дисциплине (теоретические основы общеобразовательных и общетехнических, лабораторно-практические в специальных дисциплинах.)

4. 2 Согласованное изучение одних и тех же вопросов в различных дисциплинах с различных позиций и точек зрения. Регламентирование глубины раскрытия явлений,    понятий, законов входящих в учебный материал различных дисциплин.

4.По умению работать с литературой.(Печатной, электронной.)

4.1. Выбор источника литературы, справочников, стандартов, журналов, электронных источников и т.п. и нахождение необходимых данных. (Курсовые работы-курсо-вое проектирование - выпускные квалификационные работы.)

4.2.  Обучение студентов приёмам беглого чтения.

4.3. Составление тезисов,

конспектов, выписки, составление терминологических словарей, карточек, слайдов и т. п. (Черчение-проектирование  автотранспортных предприятий(А. Т. П. ), станций ехобслуживания и др.)

 

5.По комплексному применению знаний и умений полученных в различных дисциплинах.

5. 1 Комплексные межпредметные аудиторные и домашние задания, экскурсии, лабораторные работы, конференции, олимпиады, тест-контроль,  письменные работы.

(Автостроение-ремонт автомобиля. Устройство автомобиля-теория автомобиля.)

 

5.По организационным

умениям.

5.1 Организация рабочих мест,   соблюдение правил охраны труда и окружающей среды, аккуратность в работе(чертежи, конспекты, слайды, приборы, Э.В.М.и. др.) (Ремонт автомо-билей проектирование А. Т. П. охрана труда и окружающей среды.)

5.2 Стремление к самостоятель-ности, самоконтролю, самоутверж-дению, контролированию техпроцесса и результатов работы.   (Лабораторные работы по специальным дисциплинам. )

 

Предлагаемые виды связей условны, они не исчерпывает всего многообразия типов, видов способов и форм межпредметных связей. Их использование способствует активизации мыслительной деятельности обучаемых.  

Межпредметные связи позволяют:

1. Развивать у студентов навыки использования знаний общеобразовательных и общетехнических дисциплин для усвоения,понимания действий машин и механизмов.

2. Оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий.

3. Преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний.

4. Создавать возможности для интеграции наук, необходимых в будущей деятельности специалистов на производстве и научной сфере.

Автор: Р.Л .Матназаров

 
На диске Вы найдете:
Диалогическая речь
Монологическая речь
Характеристика речи
Характеристика письма
Организация материала
Организация процесса
Техника письма
Техника чтения
Речевая деятельность
Упражнения обучения
Факультативная работа
Фонетический материал
Слуховосприятие
Слухопроизношение
Тестовый контроль
Младшая ступень
Средняя ступень
Старшая ступень
Проведение контроля
Переводной метод
Методы исследования
Лексика
Грамматический навык
Лингвострановедение
Основы языка
Планирование работы
 
 
DiooLogo
Преподавателям
Педагогический такт учителя
Педагогические способности
Педагогические умения
Проблемная ситуация
Такт и тактика учителя
Самосовершенствование
Самообразование учителя
Психология
Правовое воспитание
Правовое воспитание
Педагогическое мастерство
© 2008-2019 dioo.ru