Новые информационно-падагогические технологии в подготовке будущих учителей
Внедрение и использование новых информационных технологий, как качественно новых средств в подготовке педагогических кадров оказывает эффективное воздействие на личность обучаемого.
Информационно-педагогические технологии обеспечивают подбор интересного, в том числе и по форме приобретения, учебного материала, более обширной и актуальной информации по сравнению с традиционным учебным процессом.
Новые информационные технологии позволяют более действенно и эффективно сформировать профессионально-педагогический облик будущего учителя.
Информационно-педагогическая технология отмечена Национальной программой по подготовке кадров как немаловажная ценность современного образования.
Студентам - будущим учителям предлагается консультативная лекция по работе с различным информационным материалом. Это самые различные источники учебно-педагогической информации: прежде всего словари и энциклопедии, труды великих педагогов (или книги о них), фольклор как народная педагогика, соответствующие теле и радио передачи, наконец, специфическая компьютерная информации.
Студенты овладевают информационными технологиями по следующим направлениям:
- работа со словарями - по философии, психологии, педагогике, этике, эстетике; с энциклопедиями - общей и педагогической; со словарно-понятийными комментариями психологических и педагогических терминов и понятий;
- осмысление альтернативных понятий и формулировок (например, личность, развитая личность; профессионально-педагогическое общение и др.), определение наиболее актуально-объективных;
- ведение педагогических словников, словариков и словарей - терминов, понятий, известных изречений и высказываний, а также собственных удачных суждений;
- изучение народной педагогики и сбор фольклорного дидактического материала;
- прослушивание теле - и радио передач (по психологии, педагогике, воспитанию, образованию);
- получение и использование соответствующей компьютерной информации.
Студентам предлагается индивидуальное планирование по приобретению информационно-педагогических знаний - концептуально-педагогических, историко-педагогических, теоретико-педагогических, теоретико-практических, а также - словарно-понятийной профессионально-педагогической информации с обращением к упомянутым источникам информации, посредством активной работы в библиотеках правила подбора и использования книг, виды и формы работы с источниками, научными статьями).
Проводятся также дискуссии, диспуты, турниры, конкурсы и соревнования, в том числе типа КВН, с установкой на информированность студентов - будущих учителей в психолого-педагогической области.
Обязательна актуализация и социализация богатого информационно-педагогического материала, например, в лекциях, докладах и рефератах, в выступлениях на студенческих конференциях, публикациях интересного и содержательного материала в сборниках для студентов.
Практика показала, что разнообразие информационных источников, разновидность информационных технологий, постоянно активизирует студентов на приобретение не только дополнительных учебных знаний, но и - новых, прежде всего профессионально востребованных.
Положительные результаты в освоении студентами - будущими учителями новых информационно-педагогических технологий достигаются в определенной информационно-педагогической системе.
В заключение следует отметить следующее: основной упор должен быть на компьютерные средства педагогической информации. Необходимо уделить особое внимание спецкурсу Компьютерные средства в образовании, в содержание которого включается не только использование компьютерной техники в целях профессионально-педагогического совершенствования, но и в предстоящей педагогической работе в школе.
Учитель должен знать основы информационного мышления, владеть основными навыками пользования компьютером. Будущее за компьютерной педагогической информацией, активизирующей познавательный интерес, индивидуализирующей процесс обучения, приучающей к системности в работе.
Автор: Ш. Мардонов
|