Обучение студентов посредством технологий веб 2.0
Основной целью подготовки современного специалиста, способного гибко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего его мира, является формирование у него определенного уровня профессиональной компетентности.
Общество, развивающееся под влиянием процессов технологизации и информатизации, заинтересовано в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и успешно применять их в своей профессиональной деятельности. Приоритетная задача высшего образования — обеспечить условия для самообразования обучаемых. С позиции компетентностного подхода самообразование является необходимым условием формирования практически любых компетенций. Важнейшим условием для эффективности процесса самообразования с точки зрения его качества является наличие у обучающихся навыков и умений самообразовательной деятельности, а также грамотное управление их самообразованием педагогом. Речь идет о формировании у будущих специалистов учебной компетенции, которая, на наш взгляд, является основой для последующего формирования большинства профессиональных умений. Целью данной публикации является рассмотрение понятия «учебная компетенция» и возможности ее развития посредством интеграции технологий Веб 2.0 в образовательный процесс.
Многими исследователями отмечается, что процесс развития учебной компетенции должен осуществляться поэтапно: помощь педагога на начальном этапе ее формирования с последующим увеличением доли самостоятельной работы обучаемых. Другими словами, самостоятельная работа является показателем уровня развития и сформированности учебной компетенции: чем результативнее процесс самостоятельной работы в учебной деятельности обучаемых, тем выше уровень развития учебной компетенции. Опираясь на данное умозаключение, мы предлагаем рассматривать учебную компетенцию с позиции понятия «самостоятельная работа».
Сегодня самостоятельной работе студентов высшей школы отводится особая роль. Это связано со снижением количества часов аудиторного времени и продолжающимся процессом информатизации и технологизации общества и образования. Очевидно, что педагогу становится трудно вместить стремительно увеличивающийся поток научно-технической информации в ограниченные временные рамки урока. Мы полагаем, что использование современных информационных технологий, в частности служб и сервисов Веб 2.0, позволит отчасти решить подобного рода проблему, возникшую перед субъектами образовательного процесса и программа обучения английскому языку будет значительно упрощена.
Применение технологий Веб 2.0 имеет большой потенциал в области решения таких методических проблем, как нелинейная подача информации, повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, повышение уровня мотивации к изучаемому предмету. В современной педагогике использование технологий нового поколения приобретает все большее признание за счет таких характеристик Веб 2.0, как социальность, доступность, креативность и интерактивность.
Рассмотрим службы и сервисы Веб 2.0 и их роль в педагогической практике на примере изучения дисциплины «английский язык» студентами технического вуза.
1. Средства для хранения закладок.
Средства для хранения закладок относятся к «народным классификаторам». Использование цифровых технологий дает возможность нового способа классификации знаний. Закладки представляют собой подборку интернет-ссылок по определенной тематике. Классификация производится любым пользователем. Найти нужную закладку в интернет-пространстве можно по ключевым словам, или тегам (англ. tag), которые придумывают и выбирают сами составители.
2. Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов.
Эти сервисы позволяют бесплатно хранить, обмениваться, классифицировать цифровые фотографии, аудио- и видеозаписи, текстовые файлы, презентации, а также организовывать обсуждение ресурсов. Средства мультимедиа являются необходимой составляющей любого интернет-проекта, поэтому данный сервис значительно облегчает их интеграцию в конечный продукт проектной деятельности. Различают фотосервисы (Flickr, Panora- mio, Picasa и др.), видеосевисы (Youtube, Teacher- Tube и др.), подкасты (Audacity, Podomatic), хранение текстовых файлов (Scribd, Zoho Share), РР презентации (SlideShare, SlideBoom).
3. Сетевые дневники (блоги).
Появление технологий Веб 2.0 привело к радикальной децентрализации интернет-пространства. Содержание таких сайтов напрямую зависит от их пользователей. Более того, пользователи могут не только наполнить информацией определенную интернет-страницу совместно с другими пользователями, но и создать свою собственную, например свой блог. На сегодняшний день блог является одним из ключевых сервисов общения в социальных сетях Веб 2.0. Все вместе блоги формируют единое информационное пространство — блогосферу. Тим О’Рейли называет блогосферу внутренним голосом Веб 2.0, подразумевая под Веб 2.0 некое «подобие глобального мозга». Блог (англ. weblog, blog) напоминает виртуальный личный дневник, позволяющий делать записи, располагающиеся в обратном хронологическом порядке. Являясь авторской интернет-страницей, блог дает возможность создания образа целостной личности, начиная с портрета, личностных характеристик и интересов автора и заканчивая созданием иерархии общения в рамках своего виртуального пространства.
В последнее время происходит активная интеграция блог-технологий в учебный процесс. Размышляя над возможностями сервисов и служб Веб 2.0, мы пришли к заключению, что блоггинг является основной его функцией, так как внутри блога возможно использование всех остальных компонентов: видео-, аудиофайлов и т. п. Другими словами, блог концентрирует в себе результаты деятельности с социальными медиахранилищами, что дает возможность рассматривать его как конечный результат самостоятельной работы поисково-исследовательского характера.
|